Глен Доман — американский врач, в 40-х годах совершивший революцию в вопросах воспитания детей. Возглавляя институт ускоренного развития ребенка (Better Baby Institute) Доман разработал методику, которая позволяла детям с мозговыми травмами достигать настолько впечатляющих результатов в обучении, что впоследствии он стал получать письма от матерей примерно следующего содержания: «что же надо делать с нашими обычными детьми, чтобы бедные малютки их не перегоняли?»
Одной из самых известных работ Домана стала методика раннего обучения чтению. Представляем вашему вниманию небольшие выкладки, которыми легко сможете воспользоваться и вы.
Обучение заключается в следующем: мы демонстрируем малышу карточки со словами, написанными большими красными буквами. Получается, что ребенок как бы перепрыгивает через буквенно-звуковой этап и учится читать сразу целые слова.
Какими должны быть карточки?
Материалы, используемые при обучении чтению, очень просты. Их можно изготовить из обычного белого картона. Например:
— Вырежьте из картона полосы размером 10×50 см, чтобы писать на них слова.
— Толстым красным маркером напишите слова. Толщина шрифта должна составлять примерно 1,5 см, высота букв — 7,5 см.
— Используйте только печатные буквы.
— Используйте простые слова, например: да, нет, рука, стул, стол, хочу, вода, папа, рот, нос, ухо, суп, дед, мяч, дай, дом, нога,, каша, мама.
Когда лучше заниматься?
Выберите время суток, когда ваш малыш сыт и доволен. Возьмите 5 карточек и начинайте их показывать, быстро меняя и четко проговаривая написанные слова. Один показ должен занимать не более 5 секунд (по 1 секунде на каждую карточку). Повторите занятие несколько раз в день в зависимости от желания и настроения вашего «ученика». На следующий день повторите несколько раз основное занятие. Добавьте новый набор из пяти слов — и снова покажите ребенку несколько раз в течение дня. Далее, удаляйте по одному слову из каждого, уже изученного в течение пяти дней набора, и заменяйте это слово новым. Поступайте так с каждым набором слов и делайте это каждый день. В конце каждого занятия обязательно похвалите малыша.
Какие правила необходимо соблюдать?
— Ребенок должен быть в хорошем настроении. Лучше пропустить занятие, чем провести его плохо и неинтересно.
— Не поддавайтесь соблазну показать больше пяти карточек за раз, важно закончить занятие прежде, чем вашему ребенку станет скучно.
— Не начинайте следующее занятие раньше, чем через полчаса. Не просите ребенка повторять слова в процессе занятия.
— Демонстрируйте карточки быстро. Меняйте порядок карточек после каждого показа. Помните, наш главный враг — скука!