Речь — один из главных показателей развития малыша. Нельзя не реагировать, если ребенок долго не говорит. Чем опасна задержка речевого развития?
Нормы развития ребенка существуют не просто так. Это обобщенный за многие годы опыт, который сегодня служит для родителей ориентиром — нормально ли все с их ребенком. Применительно к речи, эти нормы очень подробно и понятно сформулированы.Итак, в 1 год ребенок должен уметь произносить примерно 10 слов, понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. Например, на слова «где мишка?» поворачивать к игрушке голову.
К двум годам его словарный запас должен увеличиться до 100 слов, малыш должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения.В 2,5 года ребенок должен строить предложения из 3-4 слов, задавать вопросы «где?», «куда?», использовать прилагательные. В 3 года ребенок должен употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия. Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» — это уже отклонение в развитии.
Нормы речевого развития при этом достаточно гибкие. Если малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев. До возраста 2,5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона» и «куп-куп» вместо «купаться». Ребёнок может придумывать собственные названия предметам. Например, если он упорно называет черепаху «почекахой» — это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разных предметов («ки» — киска, носки, кинуть).
Но если ребёнок в 2,5 года упорно молчит, то можно начинать бить тревогу. Почему? Дело в том, что с какого-то момента (3-4 лет) ребенок начинает получать основную массу информации из общения. Если общение с окружающими затруднено, это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. То есть отражается на формировании всей психики ребенка. Таким образом, к 5 годам из задержки речевого развития (ЗРР) формируется задержка психоречевого развития (ЗПРР).
Задержка речевого развития и задержка психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно — нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств. Неблагополучное внутриутробное развитие плода, асфиксия, родовая травма, увеличенное внутричерепное давление, тяжело протекающие болезни в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. Стоит учитывать и генетическую предрасположенность. Если кто-то из близких родственников малыша заговорил поздно, то это тоже сигнал: от поколения к поколению задержка речевого развития обретает всё более тяжёлые формы.Необходимо понимать, что активное овладение речью начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается. Отсутствие речи в пять лет приводит к выраженному отставанию от сверстников. Если у ребёнка вообще нет речи в 6 лет, вероятность, что он заговорит, равна 0,2%. Поэтому ждать, что всё само рассосётся — это крайне безответственная позиция!
Многие родители считают, что задержку речи «лечат» логопеды, но логопеды — это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно произносить различные звуки, развивают и совершенствуют речь и мышление. А этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет. Но ждать этого возраста в случае с ребёнком с ЗРР крайне опасно.Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обращаться к невропатологу, психоневрологу, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга — ЭКГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и другие подобные обследования. Практически 100% детей с ЗПРР и ЗРР необходимо медикаментозное лечение.Итак, если речевое развитие малыша не соответствует возрастной норме, лучше не медлить, а обращаться за помощью. Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то к 6 годам ребёнок ничем не будет отличаться от ровесников.