Комплексы свойственны многим из нас. Их легко приобрести и очень сложно избавиться. Ведь закладываются они в раннем детстве, на подсознательном уровне, оказываясь побочным результатом воспитательного процесса. И становятся частью характера. Как не привить комплексы собственным детям?
Психология знает огромное количество комплексов, но самый распространенный — это комплекс неполноценности, то есть ощущение человеком своей ущербности, ни на чем не основанная вера в то, что другие талантливее и лучше него. Этот комплекс мешает человеку жить, приводит к трудностям в общении и социальной адаптации. Человеку с таким комплексом намного трудней найти себе друзей и наладить отношения с противоположным полом. Он боится проиграть, потому что боится ошибок и тяжело переносит неудачи. Как следствие, он не хочет всякого рода нововведений, что естественно не способствует его карьерному и духовному росту. Закомплексованные люди избегают конкуренции и всякой возможности пробовать свои силы и поэтому никогда не самореализуются.
Комплексами детей награждают те, кто их воспитывают — родители, бабушки и дедушки, воспитатели или учителя. Согласно исследованиям, от заниженной самооценки страдает большая часть населения земного шара. Получается, что почти в каждой семье не смогли избежать педагогических промахов. Ведь ребенок появляется на свет, свободным от стеснений, и не думает о своей внешности, фигуре, одежде и многом другом. Он понятия не имеет, что он какой-то не такой, пока ему не начинают это внушать. Ведь дети некритично усваивают родительское отношение к себе и к миру. То есть не ставят под сомнение их реплики, высказывания, суждения. И долго, лет до девяти, безусловно верят родителям. Если взрослые часто называют собственного ребенка «дурак», «неряха», «копуша», то и сам ребенок начинает определять себя именно так. Постепенно он перестает на что-либо претендовать, и у него исчезает уверенность в своих силах. Не успев стать здоровым и крепким, ребенок превращается в мнительного, робкого и тревожного. Иногда родители даже не сознают, насколько систематически они уменьшают веру детей в себя, заставляя их чувствовать, что они не такие уж и хорошие.Неосторожно брошенные оценочные реплики родителей льют воду на ту же мельницу. Какой у тебя длинный нос или толстые ноги — и девочка навсегда останется недовольна своей внешностью. Различные обидные характеристики навсегда оставляют след. И ребенок с этим растёт. Комплекс укореняется, каменеет, костенеет и становится неотъемлемой частью характера.
Дальше — больше. Ребенка начинают сравнивать с другими. А это самый верный способ навязать какой-нибудь комплекс. По сути, сравнение — это непринятие родителями собственных детей, которое маскируется под воспитание: «ты двоечник, а Лена отличница», «ты грязнуля, а Оля аккуратная», «Костя уже на коньках катается, а ты даже на велосипеде не умеешь!». Пока взрослые не надоумят ребенка сравнивать, показывая ему, что «другой хороший, а ты плохой», сам ребенок сравнивать не будет. Обязательно кто-то из взрослых должен подготавливать эту почву, удобрять ее, показывая состоятельность других детей и несостоятельность собственных.
Взаимоотношения с противоположным полом — одна из самых сложных сфер жизни человека и весьма благодатная почва для развития многочисленных комплексов. Часто родители, стремясь воспитать в ребенке нужные им положительные черты, играют на противопоставлениях: «что ты плачешь, как девчонка!» или «ты вся перепачкалась — прямо как мальчишка!». Негативные сравнения порождают в детях ощущение превосходства или наоборот ущербности своего пола перед другим, а также чувство антагонизма. Случается, мама с папой высмеивают дружбу ребенка с детьми противоположного пола. Да и сами не подают положительного примера, постоянно скандаля и выясняя между собой отношения на повышенных тонах. Ребенок в этой семье начнет сторонится противоположного пола, не научиться нормально общаться, не сможет нормально устроить свою личную жизнь.
Комплексы могут пустить развитие личности по извращенному пути. Не справившись с ними, человек может уйти из полноценной жизни в себя либо в замкнутую касту таких же закомплексованных особ. Для психолога очевидно, что большинство приверженцев всевозможных экзотических учений и сомнительных теорий — слабые, беспомощные люди, не умеющие самоутвердиться принятыми в обществе способами. Противопоставление себя «непосвященным» помогает им проникнуться иллюзорным ощущением превосходства и тем самым преодолеть гнетущее чувство своей никчемности.
Итак, если родители не считают нужным поддерживать ребёнка, адекватно оценивать его поступки, если они не хвалят его за достижения, но исправно ругают за промахи, то в его душе могут пустить корни комплексы. Если ребенок растет в атмосфере любви и понимания, не скован условностями, умеет и любит общаться, легко устанавливает контакты, то такой ребенок уверенно пойдет по жизни, потому что он — человек без комплексов.