Немалые сложности в общении с ребенком создает детское «нет». Оно свойственно как дошкольнику, так и подростку. Но какого бы возраста ни был ребенок, впервые не подчинившийся воле родителей, это должно послужить сигналом о необходимости кое-что изменить в прежнем отношении к нему.
Упрямство, раздражение, желание сделать наперекор — наверное, все сталкивались с такими проявлениями детского негативизма. Причем иногда создается впечатление, что ребенок поступает так просто назло. Однако, если причины этого сопротивления непонятны, это не значит, что их нет. Так ребенок выражает недовольство — он протестует против обстоятельств жизни, против отношения к нему разных людей: близких, сверстников, других взрослых. На самом деле, эти обстоятельства или отношения могут и не быть неблагоприятными. Главное, что такими их воспринимает ребенок. Иными словами, негативизм — это реакция на какую-то неудовлетворенную потребность. Например, в понимании, одобрении, уважении, самостоятельности. Это также один из способов преодоления трудной ситуации, хотя и не самый конструктивный.От того, как родители будут реагировать на детский негативизм, зависит самое важное — будущая личность ребенка, его отношения с людьми и к самому себе. Если ребенок стал проявлять негативизм — это повод задуматься и пересмотреть свои взгляды на воспитание. И взять на вооружение самый простой способ решения таких конфликтов — позволить ему быть самостоятельным.
Везде, где возможно, пусть ребенок делает что-то для себя сам и по своему усмотрению. Везде, где возможно, следует дать ему реализовать свое предпочтение! Пусть делает, как хочет! Не следует устраивать скандалы из-за того, что ребенок не повинуется. Не спешите «принимать меры», выждите! Если нет острой необходимости, не настаивайте на своем! А если есть такая необходимость (например, вы куда-нибудь опаздываете и никак не можете заставить ребенка начать одеваться), то не акцентируйте внимания на его отказе повиноваться. Выждать минуту-другую можно почти всегда. Если мы не оказываем сопротивления и тем самым не оправдываем ожидания ребенка, то его позиция слабеет. Выждав, мы можем сделать вид, что никакого негативизма и не было! В этом заключается второй способ «усмирения» детского «нет».
Если подавлять все попытки самостоятельности малыша (то, что кажется упрямством), это неизбежно задержит своевременное развитие личности. И при этом может развиться негативизм, совсем не похожий на пробы и попытки самостоятельности. Это будет уже такой негативизм, в котором отчетливо даст себя знать эмоциональное неблагополучие, вызванное подавлением. Это будет уже болезненная форма протеста! Она станет способом защиты и утверждения своего «я», своего права на самостоятельность. Способ весьма неприятный для взрослых и болезненный для ребенка, но единственно доступный ему.
Попытки взрослых «исправить» малыша грубым подавлением его своеволия и наказаниями закрепляют у него негативные формы поведения. Если взрослые ведут себя слишком жестко и ребенок постоянно испытывает эмоциональное напряжение, то негативизм закрепляется и становится устойчивой чертой характера.
Чтобы ребенок не говорил на все «нет», проверьте себя, не слишком ли часто в общении с ним звучит слово «нельзя». Попробуйте сократить количество запретов — возможно, среди них есть и ненужные. Пускай чаще звучит слово «можно», обозначающее желательные формы поведения. Например: на обоях рисовать нельзя, а на бумаге можно. Вообще, от ребенка достаточно легко что-либо добиться, если предоставлять ему выбор: «Ты сядешь за уроки сейчас или сначала перекусишь?». Не следует наказывать ребенка только за то, что он говорит слово «нет». Ребенок, который не имеет права возражать, в будущем не сумеет отстаивать свою точку зрения.
Секрет легкого общения с ребенком в том, чтобы не выдавать свои желания за его, стараться понимать его состояние, настроение, учитывать его потребности, возможности, способности. Активность ребенка, поиск нового, самостоятельность должны всегда приветствоваться. Если придерживаться гибкой тактики, то можно не только избежать ненужных конфликтов сегодня, но и помочь ребенку стать самостоятельным и независимым, подготовить его таким образом к взрослой жизни.