Многие родители полагают, что не стоит нагружать детей домашними делами. Нельзя лишать ребенка детства, считают они, оно ведь дается лишь раз. Вот вырастет — и готовить научиться, и убираться. Возможно. Но что если ребенок не захочет осваивать эту науку? Ведь обслуживали же его до сих пор! Вот и вырастают беспомощные лентяи, которые даже яичницу себе пожарить не в состоянии. Тогда уже сама мама, оглядываясь назад, понимает, что избаловала свое чадо. А ведь хотела, как лучше.
Начнем с того, что приучение ребенка к домашним обязанностям — основа его воспитания. Не приученный к порядку и правилам ребенок оказывается без ориентиров, не знает, как организовать свои дела и время. В будущем такие дети становятся потребителями и хотят только получать что-то от других людей. Иногда у них складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.Приучение к порядку и правилам — кропотливая, ежедневная работа. И начинать надо как можно раньше, тогда любое действие при систематическом его повторении превращается в привычку. Главное на этом раннем этапе — не отбить желание ребенка делать что-то. Ведь в возрасте двух-трех лет дети очень активны и сами стремятся взять на себя то, что делают взрослые. Вспомните, как ребенок хочет во всем подражать маме. Малыш требует себе веник, вырывает из рук пылесос, несется собирать и разбирать стиральную машинку. Однако у многих с годами этот детский энтузиазм пропадает. Он попросту разбивается о противодействие родителей, не готовых предоставить своим детям столько самостоятельности. «Отдай мне веник, ты сейчас так подметешь, что только хуже сделаешь. И вообще не мешай мне — иди играй, тебе что — игрушек мало?». После таких фраз ребенок теряет всякий интерес к домашним делам, и вернуть его — очень непросто. Поэтому ни в коем случае нельзя отказывать малышу в стремлении что-то сделать по дому и нельзя ругать, если он что-то сделает не так. Вывод такой: не пропустите момент, когда ребенок сам проявляет желание помогать вам. И не отбейте потом это желание. В годик покатает по полу пылесос, а в два уже сможет сам пропылесосить коврик. Хоть и не очень качественно — ну и что! Таким образом, стремление ребенка учиться осваивать для себя новые дела — очень важно, и его надо охранять и оберегать.
Чтобы не загасить естественную активность ребенка, главное — не впасть в две крайности. Первая — слишком рано переложить все на ребенка. Вторая — слишком докучливо его контролировать.
Часто бывает, что ребенок очень хочет быть самостоятельным, но ему трудно сделать что-то одному. Например, он не может разложить по местам игрушки — никак не запомнит, что куда класть и в итоге напрочь забывает, что вообще убирался. Маме придется проявить терпение и помогать столько, сколько нужно, пока малыш не научится делать это самостоятельно. Если ему отказать со словами «давай сам, ты уже большой», малыш может замкнуться и опустить руки, потому что, не справившись однажды с задачей, он решит, что ему это не по силам.
Самоорганизоваться маленьким детям помогают внешние средства. Это наглядный материал в виде картинок, списков, инструкций, расписаний, которые напоминают ребенку, что, когда и в какой последовательности надо делать. Они замещают руководящие указания взрослого и помогают самостоятельно справляться с делами. Например, ребенок никак не может сам одеться для выхода на улицу — то ботинки забудет обуть и идет в тапочках, то буксует на этапе шарфа и шапки. Но стоит нарисовать ему последовательность, что за чем одевать, и повесить эту картинку где-нибудь на уровне его глаз, как он быстро все запомнит, и проблема отпадет сама собой. Таким образом, визуальные средства помогают снять нагрузку с родителей и делегировать ответственность ребенку.
К сожалению, родители не всегда сами готовы снять с себя часть обязанностей и передать их ребенку. Бывает, что слишком долго они делают дела ребенка вместе с ним или даже вместо него. Тогда и получается, что мама до самого выпускного бала собирает своему чаду школьный портфель и будит его по утрам до 5 курса института. Чтобы не стать такой наседкой, маме надо вовремя снять с себя ответственность за личные дела ребенка и передать их ему. Речь идет о затянувшейся опеке родителей, которая мешает детям взрослеть. И не надо бояться, что ребенок «наломает дров». Ему необходимы уроки жизни. Пусть действует золотое правило «на ошибках учатся». Везде соломку не подстелишь, поэтому не стоит мешать ребенку столкнуться с негативными результатами его действий.
Приучение к домашним делам, к неким семейным правилам — работа ежедневная и ежечасная. Часто она сопровождается обидами и конфликтами. Но от последовательности родителей в этом вопросе зависит и характер, и судьба ребенка. Ведь сначала мы передаем ребенку ответственность за домашние дела, а потом и за поступки и за будущую жизнь.
Что нужно сделать, чтобы вовлечь ребенка в домашние дела?
— Нужно благодарить ребенка, подчеркивать, как важно и значимо то, что он делает для семьи.
— Определите какую-нибудь несложную обязанность, которая будет закреплена за ребенком — цветок поливать или кормить рыбок. Требуйте неукоснительного ее соблюдения в качестве выработки привычки к домашним работам.
— Можно меняться домашними ролями с другими членами семьи и менять поручения для ребенка. Выполнение одного и того же задания может очень легко наскучить. Детям нравиться делать новую или необычную работу.
— Не следует разделять работу на мужскую и женскую. Ребенок должен попробовать всякий труд. Никакие знания и навыки не будут лишними.
— Помните, что вы являетесь образцом для вашего ребенка. Не ждите от него аккуратности и порядка, если сами не способны их поддерживать.
— Никогда, за исключением крайних случаев, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.