Вольтер как-то сказал: «Вкус — это чутье различать свойства пищи. Но также словом вкус обозначена и чувствительность к прекрасному и уродливому». Развивать вкус в прямом значении этого слова у ребенка сегодня не так сложно, благо, производители детского питания предлагают множество видов блюд для малышей. Но как и когда заниматься эстетическим вкусом малыша?
Некоторые специалисты убеждены, что вкус у человека начинает формироваться еще до рождения и советуют будущим мамам любоваться красотами природы, картинами, слушать классическую музыку. Логика проста — созерцание прекрасного дает беременной женщине ощущение гармонии, покоя, необходимого для правильного развития нервной системы ребенка. Красотой необходимо окружать малыша и сразу после рождения — так, на первом году жизни эстетические ощущения ребенок открывает посредством игрушек. Поэтому они должны быть красивыми, яркими, так, к примеру контрастные сочетания желтого и красного, зеленого и оранжевого, белого и синего цветов помогают сконцентрировать внимание, активизируют работу зрительных анализаторов в восприятии цвета. Также очень важно, чтобы игрушки были разнообразными и наощупь (шелк, мех, пластмасса, дерево) — сенсорные ощущения стимулируют работу мозга и мелкую моторику. Затем, с в конце первого года жизни малышу можно вручить пирамидки и деревянные кубики, играя с которыми, он постепенно учится осваивать и конструировать пространство.
С двух лет с малышом уже можно смело заниматься рисунком — так ребенок начинает понимать, что такое краски, карандаши, цвета, тона. Пусть даже порой путаясь в их названиях, подсознательно он запоминает гармоничные или контрастные сочетания, вникает в зрительные образы, начинает фантазировать. Также способствует эстетическому развитию и занятия аппликацией — сначала малыш пробует наклеить на лист бумаги яркие кружочки, треугольники, а чуть позже переходит к более сложным композициям. Все это развивает пространственное мышление, воприятие пропорций, соотношение размеров, сочетания цветов, с чего и начинается постижение тайн художественного вкуса.
Но вкус формируется не только во время специальных занятий творчеством или во время игры, но и во время повседневной жизни. Так, малыш, которого с первых дней окружают слишком яркие и хаотичные цветовые сочетания (зеленая коляска, красный плед в желтых цветах) привыкает к цветовому беспорядку. Поэтому так важно подбирать предметы обихода гармонично сочетающихся цветов. Когда же ребенок подрастает, постепенно учите его бращать внимание на детали и сочетания, например, подбирать сочетания «майка и носки», «шапочка (шарф) и обувь», при этом важно предоставить малышу свободу действия, давая возможность подбирать для себя одежду как можно раньше.