Наверное, многим знакома ситуация, когда маме надо уходить, а малыш ее не отпускает — плачет или закатывает истерику. Чтобы не расстраивать ребенка, родители часто поддаются соблазну вообще избегать прощаний: малыш отвернулся, а мама на цыпочках и — в двери. Однако этот способ строить отношения с ребенком не хорош ни для малыша, ни для родителей.
Те, кто был в этой ситуации, подтвердят, что чувствуешь себя предателем, сбегая под шумок от собственного ребенка. После таких расставаний на душе кошки скребут. И остается утешаться лишь тем, что не было слез. Если, конечно, потом, когда обнаружится пропажа мамы, они не потекут рекою.
На самом деле, уход по-английски отнюдь не решает проблему, а в чем-то даже ее усугубляет. Ведь ребенок видит, что родители боятся прощаний, и делает вывод, что расставания — это что-то очень страшное. Он заражается этим страхом и не может отпустить маму даже на пять минут. Поэтому еще сильнее старается удерживать ее около себя, усиливая истерики и прибегая к всевозможным манипуляциям.
Во-вторых, ребенок может почувствовать, что его обманывают. И тогда к его страхам присоединиться еще и обида. А потом и ревность — если родители тайно убегают от него куда-то, значит там у них есть что-то более важное, чем он. И малышу будет трудно научиться уважать работу родителей из-за этой ревности. В свою очередь родители, спровоцировав ревность ребенка к работе, вынуждены будут делить жизнь на «семью» и «работу» и испытывать от этого чувство вины.
Чтобы не доводить до такого сценария, было бы правильно выработать свой рецепт хорошего и полезного для ребенка прощания. Самое главное — не воспринимать его слезы как трагедию. Для него это способ выразить свое огорчение. Мамина задача — заверить его в том, что она обязательно к нему вернется. Для этого не нужно называть точное время — это маленькому ребенку может быть не понятно. Достаточно сказать: «Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь». Ребенку понятнее конкретные описания событий, по которым он и определит время.
Скажите честно малышу, куда и зачем вы идете. Только простыми словами, например: «Я иду в магазин за продуктами», или «я иду на работу печатать на компьютере». Не бойтесь, что ребенок не поймет слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то место, куда идет мама, достаточно хорошее, и дело, которое она будет делать, — полезное и нужное.
Имеет смысл, невзирая на слезы малыша, постараться его сразу переключить на то, что будет после встречи: «Когда я вернусь, мы с тобой будем рисовать». То есть ребенка надо заинтересовать. Можно дать какое-нибудь задание: «Пока меня не будет, раскрась, пожалуйста, елочку».
Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше. Больше не надо, чтобы не превращать прощание в самостоятельное событие дня. Не сулите ребенку «призов» за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то принести, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, скажите ему об этом и предложите какую-нибудь альтернативу. Но даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую-нибудь маленькую приятную вещицу (печенье, конфетку, яблоко, тетрадку), чтобы он чувствовал, что где-то далеко от него вы о нем помните и готовитесь к встрече.
Приучая ребенка к расставаниям, помните, что для ребенка умение прощаться и отпускать — вовсе не мелочь, а важный аспект истинно человеческих отношений. Может быть, первый в его жизни опыт отношений в социуме, где ты — важен, но ты — не один.