Психология

0 голосов, в среднем: 0 из 5

С детства дружбой дорожить

  • 14.03.2017
  • 4 мин.
  • 5695

Дружба — это забота бога о нас, гласит мудрая поговорка. Люди всех времен и народов почитают дружбу как величайшую социальную и нравственную ценность. Счастлив тот, кто может о себе сказать, что у него есть друзья. Если человек одинок, то потребность в дружбе остается неудовлетворенной, а жизнь кажется пресной и неинтересной. Чтобы ребенок не был обделен общением, его надо научить дружить.

Дружба — один из важнейших факторов формирования личности ребенка. Отношения со сверстниками для него как зеркало, через которое он смотрит на самого себя и с помощью которого себя оценивает. От качества этих отношений зависит, будет ли ребенок доверять людям и вообще этому миру или замкнется в себе, будет подавлять желание устанавливать доверительные связи. Чтобы у ребенка было много друзей, родители должны постоянно расширять его круг общения. Причем, дружить он может как со сверстниками, так и с детьми старше или младше него, не зависимо от пола. Чем шире этот круг, тем лучше у крохи развиваются навыки общения. Он постигает науку взаимного доверия и уважения, учится действовать сообща в новых ситуациях. Чем больше у ребенка будет друзей, тем выше будет его самооценка, тем проще ему будет устроиться в подростковой, а затем и взрослой жизни.

Ребенку бывает трудно самому завести друзей. Причин может быть несколько. И самая основная — особенности характера. Малыш может быть, например, очень застенчивым и не уверенным в своих силах. Ведь не все дети одинаково физически развиты. Согласитесь, тяжело быть в компании тех, кто ловко ловит мяч или быстро бегает, когда у тебя не получается ни то, ни другое. Трудности в общении испытывают и дети, которых достаточно часто сравнивают с другими не в их пользу. Они не любят находиться в коллективе, потому что инстинктивно избегают сравнения, оберегают свою индивидуальность. Бывает и так, что ребенок стремится всеми управлять, навязывает свои правила игры и требует беспрекословного подчинения, а это не нравится другим детям. Иногда на одиночество малышей обрекают внешние обстоятельства, например переезд на новую квартиру и, как следствие, перевод в новый детский сад или школу. Влиться в незнакомый коллектив маленькому человеку непросто.

Ребенку, который не может найти контакт со сверстниками, нужна помощь взрослого. Но помощь ненавязчивая, а аккуратная и к месту. Начать стоит со знакомства, это первый шаг к дружбе. Малыш, может быть, искренне хочет подружиться с кем-то на площадке или в саду, но не знает, как это делается. Ему надо объяснить, что сначала надо поздороваться, представиться, затем спросить, как зовут этого мальчика или девочку и предложить играть вместе. Поначалу вы можете сами придумать для малышей какую-нибудь игру, чтобы их заинтересовать, а дальше пусть играют сами. Хороши любые коллективные затеи: прятки, догонялки, вышибалы.

Очень полезно приглашать в гости товарищей ребенка по дворовым играм или маленьких соседей по лестничной площадке. Можно встречаться с друзьями, у которых тоже есть дети, и придумывать себе совместный досуг. И старайтесь ходить в гости сами. Приучите ребенка к тому, что в чужой дом не идут с пустыми руками: всегда берите в подарок сувениры или что-нибудь к столу.

В дружбе, как и во всем остальном, надо знать меру. Поэтому приучите ребенка вовремя и без истерики покидать дом гостеприимных хозяев. Другая крайность — это ревность, которую ребенок испытывает, заметив, что его товарищ играет с другими детьми. Объясните ему, что это не означает предательства, наоборот, с такого общительного крохи надо брать пример, чтобы друзей было как можно больше.

Если ребенок с кем-то поссорился и с детским максимализмом заявляет вам, что дружить с этой девочкой или с этим мальчиком больше не будет, объясните ему, что друзья иногда ссорятся, это нормально. Обида проходит, а дружба остается. Однако если у ребенка, несмотря ни на что, не складываются с кем-то отношения, например, игры с Аней всегда заканчиваются слезами, а с Ильей дракой, то не надо настаивать на такой «дружбе». Такое общение скомпрометирует в глазах ребенка дружбу как таковую. Бывает и так, что ребенок «дружит» как-то без оглядки, самозабвенно, слишком сильно находясь под чужим влиянием. И в страхе, что с ним перестанут дружить, готов делать все, что его попросят. Если вы заметили, что вашим ребенком таким образом манипулируют, надо вмешаться и объяснить ему, что настоящие друзья ценят человека именно таким, какой он есть, уважают его индивидуальность. Если же кто-то требует от него поступиться своими убеждениями, значит он и не друг ему вовсе. Когда у ребенка установятся с кем-то достаточно прочные отношения, чаще интересуйтесь у него, как поживают его друзья. Сочувствуйте им, если они заболели, и радуйтесь их успехам.

Ценность дружбы ребенок лучше всего поймет, когда перед глазами у него будет постоянный пример родителей. Если он видит, как мама навещает в больнице подругу, а папа помогает товарищу сделать ремонт, то в его системе ценностей дружба будет не абстрактным понятием, а руководством к действию.

Поставь оценку материалу

Статьи в помощь нашим покупателям

Психология

Через призму одиночества

Чем плохо одиночество для малыша. Может ли изоляция от общества усугубить агрессивное поведение ребенка.

Психология

Как уложить ребенка спать

Ритуал «укладывания» малыша спать. Плюсы и минусы совместного сна с ребенком. Личное пространство.

Психология

Не капризы, а рождение мышления

Развитие мышления малыша через наглядно-образное и наглядно - действенное мышление. Когда ребенок требует внимания, задача родителей - правильно понимать, чего хочет ребенок.

Все статьи

рекомендуемая продукция

Смотреть всю продукцию

задать вопрос

Вы можете задать свой вопрос экспертам Bebi Premium и получить квалифицированный ответ от наших специалистов.

Связаться с нами