Ребенок пошел в школу. Родители боялись, что придется усаживать его за уроки и контролировать, как он выполнил домашнее задание. А оказалось все наоборот. Малыш больше всех переживает из-за своей учебы. И даже представить себе не может, чтобы пойти в школу с не выученными уроками. По всем признакам, у него комплекс отличника. Хорошо это или плохо?
В самом по себе стремлении быть лучшим, конечно, нет ничего плохого. Если ребенку легко дается учеба, если он получает от процесса удовольствие, то его желание быть в первых рядах вполне оправдано. Это абсолютно здоровое соперничество, нормальное самоутверждение. Ощущать в чем-то свое превосходство над сверстниками — значит доказывать самому себе, что ты многое можешь. Такой отличник делает это не ради похвалы, а ради себя и поэтому легко идет по жизни.
Психологи, однако, утверждают, что таких деток меньшинство. Гораздо больше тех, кто становятся отличниками потому, что так хочет, например, мама. Ребенку с раннего школьного возраста как бы ставится условие: «тебя будут любить только в том случае, если ты будешь хорошо учиться». Таким образом ему задается определенная жизненная программа. То, что она зачастую не соотносится с желаниями и возможностями самого ребенка, в расчет не принимается. «Ты должен», «ты обязан», «тебе необходимо», «как тебе не стыдно не знать таких простых вещей» — вот типичные фразы для взращивания «комплекса отличника». Родители-отличники чрезмерно опекают и контролируют своих отпрысков, одновременно налагая на них слишком большую ответственность. Логика их поведения проста: если ребенок учится плохо, то значит родители плохие, и наоборот. Поэтому они не могут позволить своему чаду их «подвести». Ребенок же, стараясь соответствовать этим требованиям, лезет из кожи вон, находясь, по сути, в постоянном напряжении. Потому что любая оценка, кроме пятерки, оказывается для него сильнейшим стрессом.
Со временем у такого отличника вырабатывается зависимость от внешней оценки, от похвалы. Он привыкает жить и делать что-то не для себя, а ради одобрения со стороны тех, кого он «выбрал» в оценщики. Как следствие, он не стремится открывать новые горизонты, потому что на это у него нет ни мотивации, ни сил, так как всю энергию он тратит на то, чтобы не разочаровать, не потерять свои позиции. Когда такой отличник оканчивает школу, а потом ВУЗ, он рискует оказаться не реализованным, «потерянным», поскольку у него нет опыта осуществления именно своих желаний. Поэтому и получается, что «отличники в учебе» практически никогда не бывают «отличниками в жизни». Этот комплекс тормозит и карьерный, и социальный, и любой другой рост личности.
Когда ребенку постоянно предъявляют завышенные требования, любая неудача или промах воспринимаются им как личная трагедия и становятся поводом для самоедства. Отличники не умеют «падать», иными словами не умеют спокойно относиться к ошибкам. Поэтому они стараются все выстроить по высшему разряду. Неизбежно они начинают предъявлять повышенные требования не только к себе, но и к окружающим. Несоответствие близких их стандарту приводит к разочарованию в людях. Например, девочкам с комплексом отличницы свойственно ждать принца на белом коне. Если такового не находится, то они либо полностью разочаровываются в мужчинах, либо вступают с ними в сложные, как правило, мучительные отношения, потому что выбранный партнер никогда не дотягивает до идеала. Претензии и обиды становятся фоном их семейной жизни. Кстати, психологи отмечают, что этот комплекс чаще всего обнаруживается именно у женщин, поэтому его более распространенное название «комплекс отличницы».
Если родителям так повезло, что ребенок сам справляется со школьной программой, не стоит воспринимать это как должное, не стоит к этому привыкать. Ведь с переходом в каждый следующий класс учиться становится все сложнее. Чтобы ребенок не чувствовал себя загнанной лошадью, лучше дать ему понять, что вы видите, сколько труда и усилий он прилагает к занятиям, что вы цените его успехи и гордитесь им. Но вы также признаете за ним право на ошибку и вообще на собственный путь.
Итак, ошибки воспитания, допущенные в школьные годы, могут круто изменить будущую жизнь ребенка. Потребность во внешней оценке и перфекционизм станут его докучливыми спутниками. Как результат — постоянное напряжение, потеря сил и жизненного тонуса. И все это из-за каких-то пятерок! Стоят ли они того?