Развитие

0 голосов, в среднем: 0 из 5

Плохие последствия хороших оценок

  • 14.03.2017
  • 4 мин.
  • 4945

Ребенок пошел в школу. Родители боялись, что придется усаживать его за уроки и контролировать, как он выполнил домашнее задание. А оказалось все наоборот. Малыш больше всех переживает из-за своей учебы. И даже представить себе не может, чтобы пойти в школу с не выученными уроками. По всем признакам, у него комплекс отличника. Хорошо это или плохо?

В самом по себе стремлении быть лучшим, конечно, нет ничего плохого. Если ребенку легко дается учеба, если он получает от процесса удовольствие, то его желание быть в первых рядах вполне оправдано. Это абсолютно здоровое соперничество, нормальное самоутверждение. Ощущать в чем-то свое превосходство над сверстниками — значит доказывать самому себе, что ты многое можешь. Такой отличник делает это не ради похвалы, а ради себя и поэтому легко идет по жизни.

Психологи, однако, утверждают, что таких деток меньшинство. Гораздо больше тех, кто становятся отличниками потому, что так хочет, например, мама. Ребенку с раннего школьного возраста как бы ставится условие: «тебя будут любить только в том случае, если ты будешь хорошо учиться». Таким образом ему задается определенная жизненная программа. То, что она зачастую не соотносится с желаниями и возможностями самого ребенка, в расчет не принимается. «Ты должен», «ты обязан», «тебе необходимо», «как тебе не стыдно не знать таких простых вещей» — вот типичные фразы для взращивания «комплекса отличника». Родители-отличники чрезмерно опекают и контролируют своих отпрысков, одновременно налагая на них слишком большую ответственность. Логика их поведения проста: если ребенок учится плохо, то значит родители плохие, и наоборот. Поэтому они не могут позволить своему чаду их «подвести». Ребенок же, стараясь соответствовать этим требованиям, лезет из кожи вон, находясь, по сути, в постоянном напряжении. Потому что любая оценка, кроме пятерки, оказывается для него сильнейшим стрессом.

Со временем у такого отличника вырабатывается зависимость от внешней оценки, от похвалы. Он привыкает жить и делать что-то не для себя, а ради одобрения со стороны тех, кого он «выбрал» в оценщики. Как следствие, он не стремится открывать новые горизонты, потому что на это у него нет ни мотивации, ни сил, так как всю энергию он тратит на то, чтобы не разочаровать, не потерять свои позиции. Когда такой отличник оканчивает школу, а потом ВУЗ, он рискует оказаться не реализованным, «потерянным», поскольку у него нет опыта осуществления именно своих желаний. Поэтому и получается, что «отличники в учебе» практически никогда не бывают «отличниками в жизни». Этот комплекс тормозит и карьерный, и социальный, и любой другой рост личности.

Когда ребенку постоянно предъявляют завышенные требования, любая неудача или промах воспринимаются им как личная трагедия и становятся поводом для самоедства. Отличники не умеют «падать», иными словами не умеют спокойно относиться к ошибкам. Поэтому они стараются все выстроить по высшему разряду. Неизбежно они начинают предъявлять повышенные требования не только к себе, но и к окружающим. Несоответствие близких их стандарту приводит к разочарованию в людях. Например, девочкам с комплексом отличницы свойственно ждать принца на белом коне. Если такового не находится, то они либо полностью разочаровываются в мужчинах, либо вступают с ними в сложные, как правило, мучительные отношения, потому что выбранный партнер никогда не дотягивает до идеала. Претензии и обиды становятся фоном их семейной жизни. Кстати, психологи отмечают, что этот комплекс чаще всего обнаруживается именно у женщин, поэтому его более распространенное название «комплекс отличницы».

Если родителям так повезло, что ребенок сам справляется со школьной программой, не стоит воспринимать это как должное, не стоит к этому привыкать. Ведь с переходом в каждый следующий класс учиться становится все сложнее. Чтобы ребенок не чувствовал себя загнанной лошадью, лучше дать ему понять, что вы видите, сколько труда и усилий он прилагает к занятиям, что вы цените его успехи и гордитесь им. Но вы также признаете за ним право на ошибку и вообще на собственный путь.

Итак, ошибки воспитания, допущенные в школьные годы, могут круто изменить будущую жизнь ребенка. Потребность во внешней оценке и перфекционизм станут его докучливыми спутниками. Как результат — постоянное напряжение, потеря сил и жизненного тонуса. И все это из-за каких-то пятерок! Стоят ли они того?

Поставь оценку материалу

Статьи в помощь нашим покупателям

Развитие

Увлеки меня, и я пойму

Загадка «Кто как кричит?» Гимнастика с погремушками.

Развитие

Домашние дела у нас в почете

Приучение ребенка к домашним обязанностям — основа его воспитания. Приучение к порядку и правилам — кропотливая, ежедневная работа.

Развитие

Диагностика способностей у детей пяти лет

Важно не упустить время до 3 лет ребенка. Это самый удачный возраст для раскрытия таланта малыша. Разбудите своего маленького гения.

Все статьи

рекомендуемая продукция

Смотреть всю продукцию

задать вопрос

Вы можете задать свой вопрос экспертам Bebi Premium и получить квалифицированный ответ от наших специалистов.

Связаться с нами