Сейчас все громче звучит критика государственного школьного образования. На этом фоне все больше родителей делают ставку на платное обучение. Так ли однозначно плоха общеобразовательная школа и безупречна частная?
Государственные и частные школы решают вроде бы одни и те же задачи, но разными методами. Поэтому и результат получается неодинаковый. Государственные школы рассчитаны на всех сразу, это центры массового обучения, обязанные охватить всех детей. При большом количестве человек в классе учитель выступает посредником между учебной программой и учеником. Массовая школа сродни поточному производству, а поточный метод предполагает унификацию, усреднение. Если кто-то выделяется, он мешает. Поэтому главная претензия к государственной школе — учителя не видят и не понимают неповторимую личность ученика.
Частная школа на этом фоне имеет, казалось бы, массу преимуществ. Во-первых, она обеспечивает тот самый индивидуальный подход. Она не унифицирована, каждый ребенок здесь вправе рассчитывать на понимание и поддержку, потому что здесь учитываются особенности личности.
Важное преимущество частных школ заключается еще и в педагогическом составе, который подбирается очень тщательно. В результате преподают здесь в основном учителя высокой квалификации, оплата труда которых довольно высока. Это является стимулом, обеспечивающим высокое качество преподавания.
Не стоит забывать и о том, что частная общеобразовательная школа имеет хорошую материальную базу. Нередко такие школы апробируют инновационные технологии и методики, а многообразие кружков и дополнительных занятий помогают развивать таланты каждого ученика.Однако утверждать, что частная школа однозначно лучше государственной все-таки неправильно. Главное преимущество частной школы — индивидуальный подход — не так уж бесспорен. Проведенные в последнее время исследования утверждают, что для полноценного развития в начальной школе, да и в подростковом возрасте детям абсолютно необходимы коллективные формы обучения. Умение работать в группе, использование на определенных этапах коллективных представлений, синхронизация процессов понимания, интерпретации действительности — все это необходимые условия гармоничного развития. Дело в том, что при определенном образом организованном обучении, включающем коллективные формы, физиология высшей нервной деятельности выстраивается по-другому. Дети становятся более креативными. Они не только умеют слышать друг друга, но и развиваются лучше, способны решать задачи на ином уровне. При отсутствии коллективных форм обучения в ребенке развивается предельный эгоцентризм, индивидуализм, он не учится полноценно общаться с взрослыми и сверстниками. От этого страдает и его умственное развитие, процесс освоения знаний о мире, развитие механизмов мышления, памяти, внимания.
Если подводить итог, то достоинства частных школ сводятся к маленькой наполняемости классов, в которых царит практически домашняя атмосфера, нет дефицита учителей-предметников, классы хорошо технически оснащены, всегда есть возможность пересдать предмет, домашние задания, как правило, выполняются в стенах школы под руководством учителей.
Что касается недостатков, то на данный момент их можно описать так: качество обучения и набор услуг почти не отличаются от того, что предлагают хорошие государственные школы и не стоят тех денег, которые за них платят родители. Дети в таких школах избалованы дорогими вещами и не стесняются «меряться» кошельками родителей.
Видимо, нельзя сказать совершенно точно, какая школа лучше: частная или общеобразовательная. Все люди разные и школы нужны разные. А если ребенок сам стремится учиться, то вообще не важно, какую школу он посещает. Если же родители решили, что в частной школе ему будет лучше, то стоит ознакомиться с учебной программой, узнать про условия обучения и качество преподавания. Каждая конкретная школа имеет свои плюсы и минусы, и, выбирая ребенку школу, нужно, конечно же, ориентироваться на самого ребенка, на его потребности и возможности.