Личное пространство имеет для человека огромное значение уже с первых дней жизни. Ребенку необходимо создать свой уголок, в противном случае он начнет испытывать сильные стрессы.
Современные люди, особенно в мегаполисах, живут чрезвычайно плотно, практически вторгаясь в жизнь друг друга. Не удивительно, что у каждого из нас есть стремление отгородиться. Возникло такое понятие, как «психологические границы». Они нужны для того, чтобы быть защищенным самому и не мешать другим. Эти правила вносят в отношения определенность, делают легче не только нашу собственную жизнь, но и жизнь других людей.Необходимость уважать психологические границы также важна и в отношении детей. У ребенка должно быть свое личное пространство. Конечно, не всегда можно выделить ребенку отдельную комнату. Но даже собственный шкафчик, в который не сможет заглядывать никто другой, уже создает ощущение приватности.
У ребенка должно быть то, что принадлежит только ему, что он может сломать, подарить, потерять и ему за это ничего не будет! Дорогие игрушки, расставленные на шкафу «для красоты», не в счет. Малыш должен быть вправе распоряжаться чем-то по своему усмотрению и нести за это личную ответственность. Кто-то скажет, что ребенок — еще недостаточно зрелая личность, чтобы доверить ему чем-то самостоятельно распоряжаться. Но формирование личности и обретение зрелости возможно лишь путем регулярной тренировки ответственного поведения. А как научиться ответственности, если лично тебе ничего не принадлежит?
Не стоит брать без разрешения вещи ребенка или разрешать делать это другим детям. Не видя уважения к своим личным вещам, ребенок не будет уважать и чужую собственность. К слову сказать, если детям не разрешают раскладывать игрушки, как им нравится, они вырастают, как ни странно, в неаккуратных людей, разбрасывающих вещи где попало. Таково подсознательное желание «пометить» территорию, например, носками или газетами.
Отсутствие или нарушение личного пространства ребенка может вызывать чрезмерный негативизм, агрессию, замкнутость или раздражительность. Причем, чем старше ребенок, тем ярче могут быть эмоции. Прежде всего, это связано с чувством собственного достоинства: нарушая границу, мы заявляем о недостатке доверия и уважения. Исследования показали, что чем сильнее было вмешательство взрослых в частную жизнь детей (чтение дневников, отказ в праве иметь «личные вещи»), тем более агрессивными становились дети, вплоть до того, что начинали воровать или убегали из дома.Иными словами, если у ребенка не будет личного пространства, то он станет искать свое место вне дома: в подъезде, на чердаке, на улице, то есть там, где собираются плохие компании. А самый распространенный вариант — когда в поисках своего «уголка» ребенок уходит в виртуальный мир.
Еще одно печальное следствие запрета на «свое» — дети не умеют отстаивать границы личности и поэтому чаще попадаются на уловки манипуляторов. Именно они часто становятся жертвами насилия. Ведь если ребенку постоянно запрещали делать выбор, касающийся его самого, то он может даже не ощущать, что, например, его тело принадлежит именно ему. Если за него решали, что ему есть и когда, что носить, когда спать, в туалет выпускали только на переменке, то может сформироваться ощущение «чужого» тела. «Раз моим телом управляют другие — значит, оно им и принадлежит», — решает ребенок.Одно из самых грубых нарушений личных границ — когда человека прерывают, не дают завершить начатое: дописать письмо, закончить игру, досмотреть фильм. Особенно болезненно реагируют на это мальчишки. Им больше, чем девочкам требуется уединение. И эта особенность остается с ними всю жизнь. Именно мужчины отправляются за уединением прочь из дома — в гараж, на дачу, в мастерскую. Это негласный и часто неосознанный сигнал, что им не хватает личного пространства. К слову сказать, женщины чаще принимают решение о разводе, когда им недостает близости и общения с мужем, а мужчины чаще подают на развод, когда жены в их жизни становится «слишком много». Видимо, стоит учитывать это при воспитании мальчика и девочки.
И время, и пространство, и возможность завершить начатое, — все это дает человеку ощущение авторства собственной жизни, контроля над ней. Для этого и нужно уметь выстраивать психологические границы.