Генетика определяет очень многое в нашей жизни, но всем известно, что ребенок не рождается гением или глупцом. Интеллект человека зависит от наследственной предрасположенности, но самую важную роль в реализации того, что заложено природой, играют внешние факторы. Среда обитания ребенка и личный опыт в раннем возрасте оказывают сильное влияние на умственные способности. Многие родители стараются с пеленок заниматься развитием малыша. Достаточно ли только этого? Социальные и педагогические усилия не являются решающими в формировании познавательной деятельности. Ребенок может успешно реализовать свой потенциал еще и при условии рационального питания. Существует взаимосвязь между физическим и интеллектуальным развитием ребенка и качественным составом употребляемой пищи.
Научная справка
Благодаря накопленным научным данным о влиянии питания на способность к мышлению и познанию, появился самостоятельный раздел современной медицины – нейропсихонутрициология. Это научно обоснованный подход, который объясняет роль пищевых веществ и других биологически активных добавок к пище в развитии интеллекта, а также психологической деятельности в виде способности к запоминанию, художественному и музыкальному восприятию. Необходимость сбалансированного и полноценного рациона важна в любом возрасте, но принципиальное значение это имеет в критические периоды жизни человека – на этапе внутриутробного развития, в первые два года жизни и в подростковом возрасте. Давайте рассмотрим роль питания в развитии ребенка и что же является оптимальной пищей для мозга.
Базовые питательные вещества
В первую очередь важнейшее влияние на интеллектуальную функцию оказывает поступление полноценного белка. Это строительный материал для всех клеток организма, а в первые годы жизни рост и созревание центральной нервной системы активно продолжаются. Кроме того, такие незаменимые аминокислоты, как лейцин, валин и триптофан, необходимы для синтеза специальных веществ – нейромедиаторов, которые участвуют в передаче информации и формировании нейросети (взаимосвязей между нервными клетками). Также существует зависимость между качественным составом поступающего белка и скоростью мыслительных процессов у человека. Источником незаменимых аминокислот является материнское молоко, а затем продукты прикорма животного происхождения – мясо, молочные продукты, рыба и яйца.
Роль углеводов
Умственный процесс является очень энергоемким: человеческий мозг потребляет свыше 20 % всей энергии нашего тела. Глюкоза служит основной пищей для работающих нейронов. Каждый взрослый знает, что сладкий чай или шоколад заметно улучшают интеллектуальную работу. Однако сахар и другие легкоусвояемые углеводы дают только кратковременный эффект и не являются лучшим выбором для активной деятельности мозга. После быстрого поступления и расходования глюкозы наступает фаза снижения ее концентрации и в нейронах образуется дефицит энергии, что неблагоприятно сказывается на мыслительных процессах. Поэтому целесообразнее плавное и долговременное поступление глюкозы в клетки мозга, а это происходит при расщеплении медленноусвояемых углеводов. Злаковые продукты являются важнейшим поставщиком глюкозы и энергии во все клетки организма, включая ткани головного мозга. Рациональное питание обязательно предполагает включение в ежедневный рацион крупяных блюд. Каша является традиционным завтраком у жителей многих стран, так как основная, в том числе интеллектуальная, деятельность приходится на первую половину дня.
Такие разные и нужные жиры
Развитие головного мозга в детском возрасте невозможно без адекватного поступления жиров с пищей, ведь в этом органе очень высокое содержание липидов. Эти вещества являются основными структурными компонентами мембран нейронов. Оболочки клеток мозга осуществляют передачу импульсов и формирование нервных связей, определяющих процесс обучения, памяти и восприятия. Особенно важна структурная роль полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) омега-3 и омега-6. Эти соединения содержатся в жирной рыбе холодных морей, а также в растительных маслах. Компоненты должны поступать в определенном соотношении в организм ребенка еще на этапе внутриутробного развития, а затем и в раннем возрасте. И хотя прямой связи с употреблением ПНЖК и интеллектуальной активностью установлено не было, они, безусловно, необходимы для правильного развития нервной системы. Несмотря на важность достаточного поступления ПНЖК, нельзя отвергать роль насыщенных жиров. Так, в материнском молоке это преобладающие липиды, самой природой обеспечивается их достаточное поступление в период активного роста тканей мозга. Помимо материнского молока насыщенные жиры поступают с молочными продуктами, мясом, яйцами птиц.
Роль микронутриентов
Помимо основных питательных веществ на интеллектуальную функцию оказывают влияние минорные компоненты пищи – их присутствие в продуктах незначительно, но роль их сложно переоценить. В первую очередь речь идет о витаминах, витаминоподобных веществах и минералах. Индекс интеллектуального развития у детей достоверно возрастает при поступлении в достаточном количестве этих незаменимых соединений. Большинство витаминов и минералов не синтезируются в организме, они должны ежедневно поступать с пищей и водой. К сожалению, современные продукты питания нельзя рассматривать как основной источник этих необходимых веществ. Поэтому на первый план выходит концепция обогащения рациона самыми необходимыми добавками для обеспечения нормального функционирования всех систем и профилактики дефицитных состояний. Какие же микронутриенты самые важные для эффективной работы мозга?
Витамины группы В. Среди большого количества известных водорастворимых витаминов необходимо выделить эту объединенную группу, в которую входят вещества со сходной биологической ролью, и часто в продуктах питания они присутствуют вместе. Витамины группы В очень важны для работы нервной системы. Они регулируют синтез многих структурных элементов головного и спинного мозга, кроме того, обеспечивают эмоциональные реакции и важны для психического здоровья. Наибольшее влияние на процессы усвоения и переработки информации, концентрации внимания и запоминания оказывают витамины В6 и В12. Выраженный дефицит этих веществ у детей может являться причиной развития умственной отсталости. Эта группа витаминов регулирует синтез веществ, которые участвуют в передаче импульсов между нервными клетками, – нейромедиаторов, таким образом, оказывает влияние на разноплановые процессы деятельности мозга.
Никотиновая кислота. Витамин РР в современной медицине используется не только как биологическая добавка к пище, но и как лекарственный препарат – никотиновая кислота. Это вещество может улучшать кровоток, в том числе в головном мозге, а также регулировать множественные биохимические реакции в клетках, определяя их активность. Его поступление в достаточном количестве является чрезвычайно важным для интеллектуальной деятельности. При дефиците витамина РР в организме происходит снижение познавательной функции, потеря ранее приобретенных знаний и умений.
Йод. Он входит в состав гормонов щитовидной железы, которые регулируют формирование структур головного мозга и общий энергетический обмен. При недостаточном поступлении этого минерала на этапе внутриутробного развития, а также в раннем детском возрасте типичны нарушения познавательной и речевой функций. К сожалению, йододефицит – одно из самых распространенных патологических состояний неинфекционной природы у детей во всем мире. Это связано с недостаточным поступлением этого макроэлемента с водой и пищей. Поэтому необходимо обязательно контролировать его дополнительное поступление в виде обогащенных продуктов питания.
Магний и железо. Потребность в этих макроэлементах возрастает в периоды активного роста и развития. Поэтому дефицит этих минералов в детском возрасте тоже не является редкостью. Магний способствует нормализации электрической активности клеток центральной нервной системы и повышению устойчивости организма к стрессу. Для этого минерала характерным эффектом является снижение общего уровня тревожности и нормализация сна. Однако кроме общего успокаивающего действия магний может оказывать влияние на процессы обучения и формирования нейрональной памяти. Достаточное поступление этого минерала улучшает концентрацию внимания и регулирует процессы запоминания. Головной мозг является самым активным потребителем кислорода в организме, поэтому его нормальная работа невозможна при дефиците железа. Этот элемент в структуре специального белка красных кровяных клеток связывает в легких кислород, а в клетках осуществляет обмен на углекислый газ, тем самым обеспечивая клеточное дыхание и высокую функциональную активность мозга.
Роль пребиотиков
Обогащение пищи пребиотиками (вещества, которые не несут питательной ценности для человека, но могут улучшать жизнедеятельность собственных кишечных микроорганизмов) может приводить к повышению образования специальных веществ (короткоцепочных жирных кислот), всасывающихся в кишечнике и поступающих в головной мозг. Эти вещества могут стимулировать синтез определенного белка, играющего ключевую роль в процессах обучения и памяти. Кроме того, они способствуют повышению образования веществ (серотонин и ГАМК), которые улучшают восприятие и эмоциональный фон. Появился даже специальный термин для пребиотиков в связи с установленными для них эффектами в головном мозге – психобиотики.
Детское питание
Заботливые родители имеют реальную возможность обеспечить успешный старт для интеллектуального развития своего малыша. Современные специализированные товары детского питания промышленного производства проектируются с учетом данных научных исследований о роли различных соединений в здоровье и развитии детей. Продукты линейки Bebi Premium – это не просто пища, удовлетворяющая основные потребности в питательных веществах. Это функциональное питание, где рецептура каждого продукта подобрана с учетом индивидуальных потребностей ребенка в этом возрасте. Обогащенный состав не является простым набором полезных веществ, это сбалансированная в количественном и качественном отношении комбинация биологически активных соединений. Молочная каша Bebi Premium – это полноценный белок, сложные углеводы, растительные и животные жиры, а также обогащенный состав, включающий все, что необходимо малышу для успешного интеллектуального развития: витамины В6, В12 и РР, йод, магний, железо в необходимой суточной дозировке. А каши с добавлением пребиотиков – это здоровая микрофлора, а значит, отличное настроение и активная познавательная деятельность.