Если ребенок все делает медленно, на него раздражаются и ворчат. Взрослые уверены, что он специально тянет время, «возится» как бы назло. Однако это серьезное заблуждение. Медлительный ребенок в силу врожденных особенностей нервной системы просто не может по-другому. Умственная деятельность «копуши» не просто отстает по темпу, она качественно иная!
В настоящее время установлено, что подвижность или медлительность человека зависит от особого вещества в организме — ацетилхолинэстеразы. Именно оно определяет скорость проведения нервных импульсов по нервной ткани. Иначе говоря, личный темп каждого человека зависит от особенностей биохимии его мозга. Установлено также, что степень подвижности нервных процессов передается по наследству, причем преимущественно по материнской линии.
По данным психологов, количество «копуш» среди детей стабильно составляет от 21 до 23%. Их медлительность выражается не только в двигательных реакциях — в такой же степени у них замедлена и умственная деятельность: они медленно думают, медленно говорят — не только тянут слова, но и делают ненужные паузы между ними. В садике такие дети дольше всех одеваются, с трудом принимают участие в коллективных играх. В школе они не могут работать в одном темпе с классом, в перемену не успевают позавтракать или переодеться на физкультуру. Этим детям приходится очень трудно — взрослые на них раздражаются, сверстники не очень охотно принимают их в игры, а самое главное — им тяжело учиться, так как они не успевают за объяснениями.
На первый взгляд кажется ясным, что нужно делать с медлительными — торопить, подгонять, ставить в пример подвижных. Но все не так просто. Торопить и подгонять такого ребенка не только бесполезно, но и вредно: любая нагрузка на свойство подвижности, наоборот, вызывает у него торможение реакций и, следовательно, замедление реагирования. Если его постоянно торопить, он будет регулярно находиться в стрессовой ситуации, а это чревато неврозами. Ведь даже у взрослого человека длительная работа в условиях ограниченного времени приводит к нарушению деятельности нервной системы — появляются колебания артериального давления, сердечная аритмия, расстройство сна, общие сдвиги возбудимости. У детей же, тем более медлительных, последствия такого перенапряжения наступают быстрее и сказываются острее. Кроме того, трудности, которые испытывают дети с низкой подвижностью нервных процессов, накладывают отпечаток и на их характер — они очень часто становятся необщительными, замыкаются в себе — получаются, по выражению психологов, «интраверты», то есть люди, обращенные в себя.
Поскольку личный темп медлительных детей отстает от среднего, очевидно, что они все время находятся в ситуации ограниченного времени. Современный же темп жизни — высокоскоростной. Врачи и психологи подчеркивают, что сегодня нам приходится думать и действовать быстрее, чем нашим прадедам и дедам. Чтобы справится с требованиями, предъявляемыми нервной системе человека техническим прогрессом, нужна высокая подвижность нервных процессов. Все эти факты говорят о том, что медлительные дети нуждаются в помощи. Им необходимо создать благоприятную комфортную обстановку, чтобы они как можно меньше испытывали стресс. Родители должны понимать, что ребенок копается не назло, а просто иначе не может. Поэтому разговаривать с ним нужно спокойно, без понуканий и попреков. Иногда это трудно. Но ровный тон и доброжелательное обращение гораздо эффективнее, чем крик и наказания.
Жизнь медлительного ребенка должна быть подчинена определенному распорядку. Дело в том, что «копуши» склонны к стереотипным действиям, то есть к поступкам по определенному шаблону — предпочитают ходить одной и той же дорогой, играть в привычные игры, уклоняясь от новых. Поэтому условия работы, обстановка для занятий должны быть для них привычными. Тогда точность и качество их работы будут высокими.
Стоит подчеркнуть, что медлительные дети вовсе не глупее, как это может показаться на первый взгляд. Просто зачастую принятый темп объяснений учебного материала для них оказывается слишком быстрым. Поэтому им приходится уделять больше времени на уроках, что не всегда возможно, ведь педагог обязан дать определенный материал в отведенное на это время. Чтобы у ребенка не накапливались пробелы в знаниях, родители должны быть знакомы с тем, что он проходит в школе, и часть классной работы делать с ним дома. Справедливости ради следует сказать, что совершенно не обязательно медлительный ребенок будет в школе в числе отстающих. Недостаточную скорость работы он компенсирует основательностью и качеством. Ему необходимо всего лишь «собраться с мыслями». Зачастую он знает учебный материал, и ему нужно некоторое время, чтобы «раскачаться».
«Проблемами» медлительных детей начали заниматься еще советские психологи в 50-х годах 20 века. Более глубокие исследования проводились на рубеже 70-80-х гг. С тех пор были разработаны некоторые приемы помощи этой категории детей — специальные занятия и игры для тренировки подвижности нервных процессов. Наблюдения психологов показали, что некоторое выравнивание медлительных детей с остальными происходит к концу третьего года обучения в школе.
То есть процесс обучения сам оказывает определенное тренирующее влияние. Но, по мнению специалистов, этого не достаточно. Медлительный ребенок, по сути дела, может все, что может подвижный, но дается ему это очень дорогой ценой. Поэтому психологи настаивают, что взрослые обязаны помочь им своевременно компенсировать недостаток подвижности нервных процессов, чтобы адаптировать их к требованиям социальной среды.