Психология

0 голосов, в среднем: 0 из 5

Ловушки противоречий

  • 14.03.2017
  • 4 мин.
  • 4233

Мир общения очень сложен. Ведь нередко мы вкладываем в слова иной смысл, посылая своим близким противоречивые сигналы. Тем самым мы расставляем так называемые ловушки, потому что непонятно, на какую часть сообщения реагировать. В общении с ребенком такие ловушки недопустимы.

Человеческий язык богат всевозможными речевыми конструкциями, в которых причудливо переплетаются «разноуровневые» сообщения. То есть смысл слов один, а подтекст — другой. В этом случае человеку поступают противоречивые требования, или даже взаимоисключающие. Потому что, выполнив одно из них, он не выполнит другое. Попавший в такую ловушку всегда остается в проигрыше — что бы он ни делал, им в любом случае будут недовольны.

Такая ситуация вызывает чувство собственной беспомощности. Особенно сильно это вредит детям. Если двойные послания в общении с ребенком являются нормой, ему очень трудно расти и развиваться. Он растерян, сбит с толку, никак не может правильно отреагировать, все время вызывает недовольство родителей. Малыш не может приспособиться к реальности, уходит в себя, замыкается, теряет связь с миром. Одно время психологи считали, что если ребенок постоянно находится в ситуации противоречивых сообщений, то может заболеть шизофренией. Они обнаружили, что стиль так называемых двойных ловушек был общим стереотипом взаимодействия в семьях, где росли дети, страдающие шизофренией. Сейчас детская шизофрения изучена более подробно и доказано, что двойные ловушки — не самый главный фактор ее возникновения у ребенка. Однако не последний по значению и заметно усугубляющий данное заболевание!

Классический пример такой ловушки: мама приходит в больницу навестить сына. Мальчик выходит к ней в холл и садится рядом. Мама отодвигается. Ребенок расстраивается и замыкается. На что мама ему говорит: «ты что, не рад меня видеть, что ли?»Или, например, мама никогда прямо не жалуется на здоровье, но всегда дает понять, что чувствует себя ужасно. Когда подросток начинает выяснять, в чем именно дело, мама, не говоря ничего внятного, обижается. Тогда ему приходится извиняться неизвестно за что, чтобы она хотя бы объяснила, что с ней — вдруг в самом деле что-то серьезное. Ясности не прибавляется, но ребенок твердо знает, что он сам какими-то своими поступками ухудшил мамино здоровье. Мама прибегает к подобным ловушкам, чтобы вызвать у него чувство вины. Она ему будто сигналит: это не я с тобой делаю что-то не то, а это ты как-то неправильно себя ведешь. Тем самым она перекладывает ответственность за эту парадоксальную ситуацию на ребенка. Такой способ общения позволяет ей вить из детей веревки.

Как правило, в семьях, где такая мама, — слабый отец, который не может поставить маму на место и помочь ребенку вырваться из этого круга. Либо он сам оказывается под влиянием противоречивых посланий, либо он просто недостаточно инициативен, чтобы противостоять.В результате, в таких семьях складывается некий скрытый подтекст в поведении и взаимоотношениях — недосказанность, неискренность, когда говорится одно, а подразумевается совсем другое. «Затуманенный» смысл сообщений затрудняет ориентирование ребенка в семейной ситуации, искажает ответ на самый важный для него вопрос — любят ли его родители? Это вызывает тревогу, чувство неопределенности, причины которой вряд ли могут быть определены ребенком самостоятельно.

Выйти из такого общения непросто, даже когда ребенок уже не ребенок, а почти взрослый. Что же говорить о малыше, который даже помыслить о выходе из этого противоречивого общения не может, потому что он жизненно зависит от родителей, любит их.Парадоксальные указания встречаются в повседневной жизни очень и очень часто. Например, от мальчиков требуют, чтобы они были не «маменькиными сыночками», а смелыми и мужественными, умели постоять за себя и добивались успеха во всех своих начинаниях. Но когда они проявляют инициативу или выражают свое мнение, то их ругают и наказывают.

Также многим знакома ситуация, когда мать взрослого сына говорит, что ему пора жениться. Но одновременно она обижается и упрекает его в том, что сын тратит время и деньги не на нее, а на свою избранницу. К сожалению, это нередкий способ взаимодействия с другими и с самим собой. Скорее всего, в этом случае предъявляются противоречивые требования и к себе. Откуда же взяться довольству жизни и мудрости, если человек не может вырваться из им же самим выстроенных внутренних ловушек. Осознание этой проблемы — важный шаг к налаживанию общения в семье и сохранению психического здоровья ребенка.

Поставь оценку материалу

Статьи в помощь нашим покупателям

Психология

Способными не рождаются. Способными становятся

Задатки вашего ребенка. Главная задача родителей - развивать познавательную потребность.

Психология

Через призму одиночества

Чем плохо одиночество для малыша. Может ли изоляция от общества усугубить агрессивное поведение ребенка.

Психология

Игра на чувствах

Ребенок манипулирует вашими чувствами жалости, страха, вины, стыда? Мы расскажем о разновидности детских манипуляций и как с ними правильно справиться.

Все статьи

рекомендуемая продукция

Смотреть всю продукцию

задать вопрос

Вы можете задать свой вопрос экспертам Bebi Premium и получить квалифицированный ответ от наших специалистов.

Связаться с нами