Психология

0 голосов, в среднем: 0 из 5

В плену обид

  • 14.03.2017
  • 4 мин.
  • 5490

Обида — одна из самых тяжелых эмоций, связанная с острым переживанием ущемленности своего Я. Если малыш часто обижается, то обида входит в привычку и становится чертой характера. Поведение такого ребенка необходимо начать корректировать как можно раньше, иначе его обидчивость будет отравлять жизнь и ему самому, и его близким.

Обида не относится к врожденным эмоциям. У младенцев в арсенале есть простая реакция злости, которой они спокойно «пользуются» примерно до двух лет. Но с этого возраста ребенка начинают активно воспитывать, зачастую запрещая ему проявлять свой гнев. Тогда малыш пытается выразить свои эмоции разрешенным способом и пробует такой инструмент как обиду. Она позволяет ему не прибегать к прямой или косвенной физической агрессии, но дает возможность продемонстрировать свои страдания. До 5 лет малыши не застревают на этих переживаниях и быстро забывают их. Однако после 5 лет начинается интенсивное формирование личности, и у ребенка появляется потребность в признании и уважении — сначала взрослого, а потом и сверстника. Если оценка со стороны других не совпадает с его собственным самоощущением, то обида становится его защитной реакцией, а обидчивость — деструктивной чертой характера. Он зацикливается на своей персоне, и с удовольствием смакует, как нехорошо с ним поступили окружающие, как они виноваты перед ним. Малыш ограничивается осуждением, обвинением обидчика, оправданием «жертвы», и даже не пытается найти какой-нибудь выход из проблемной ситуации.Для обидчивого ребенка характерна высокая самооценка, однако она не совпадает с тем, как, с его точки зрения, его оценивают другие. А потому он все время испытывает ощущение своей «недооцененности», непризнанности своих достоинств и собственной отверженности.

Он постоянно ждет от других одобрения своих действий, ему необходимо непрерывное подтверждение собственной ценности, значимости, «любимости». В то же время он приписывает окружающим пренебрежение и неуважение к себе, что дает ему мнимые основания для обиды и обвинения других. Этот порочный круг чрезвычайно трудно разорвать. Ребенок постоянно смотрит на себя глазами других и испытывает острые болезненные переживания, которые препятствуют нормальному развитию личности. Дело даже не в том, насколько правильно он оценивает себя и свои возможности, а в том, что эта оценка становится главным содержанием его жизни.Если родители замечают, что ребенок слишком обидчив, необходимо принимать срочные меры. До 6-7 лет еще возможно снять фиксацию крохи на себе и преодолеть различные трудности в отношениях с другими, в том числе и обидчивость. По мере взросления ребенка сделать это будет все труднее.

Для преодоления обидчивости главное — показать ребенку, что оценка и отношение других — далеко не самое главное в его жизни и что другие дети имеют свои интересы и желания, а вовсе не сосредоточены на его персоне. Они не выражают свое пренебрежение, а просто занимаются своим делом.

Не сравнивайте его с другими детьми, чтобы сверстник впоследствии не воспринимался как соперник и источник обиды. Это второе основное правило для профилактики и предотвращения обидчивости.

И наконец, взрослые должны избавить малыша от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Он должен постоянно чувствовать уважение к себе и доброжелательность окружающих. Только тогда маленький человечек будет ощущать уникальность, бесценность своей личности, и не будет нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.Другие дети должны стать для него не источником обиды, а друзьями и партнерами по общему делу. Для этого можно организовывать игры, в которых они будут переживать общность и сопричастность друг с другом. Именно такие отношения обучают сочувствию, сопереживанию, умению радоваться чужим успехам и помогают избежать обиды.

Задача родителей — научить ребенка общаться так, чтобы не создавать поводов для обиды. Например, малыш должен уметь сообщать окружающим о своих желаниях, чтобы не обижаться потом на всех, если о них никто не догадался. Он должен уметь делиться с окружающими своими чувствами по поводу их действий: уметь объяснить, что ему не нравится, из-за чего он злится или грустит. Для этого родители должны помогать ребенку осознать его чувства. Например: «ты злишься из-за того, что я выключила телевизор».

В большинстве семей ребенок является «прожектором», который высвечивает то, что подавлено у родителей. Поэтому обидчивый ребенок — это в первую очередь сигнал родителям задуматься о том, как у них обстоят дела с проявлением своих желаний, а также эмоций злости и печали. Ну и, конечно, это повод пересмотреть воспитание.

Поставь оценку материалу

Статьи в помощь нашим покупателям

Психология

Великий смысл каракулей

Все дети очень любят рисовать. Это очень важный процесс в развитии ребенка. Образное и абстратное мышление.

Психология

Все краски радости

Как разбудить художника в вашем малыше? Начните творить вместе с ним. Рисование - это не просто времяпрепровождение, но и способ выразить мир своих эмоций, проявить воображение, научиться усидчивости и терпению.

Психология

Если ребенок стесняется

Ребенок стесняется. Причины стеснительности Вашего малыша. Что должны делать родители, чтобы помочь своему ребенку преодолеть застенчивость.

Все статьи

рекомендуемая продукция

Смотреть всю продукцию

задать вопрос

Вы можете задать свой вопрос экспертам Bebi Premium и получить квалифицированный ответ от наших специалистов.

Связаться с нами