Ребенок, которого постоянно дразнят и травят, есть почти в каждом классе. Жертвой обычно становится тот, кто чем-то сильно отличается от остальных: слишком робкий или замкнутый, не успешный, имеющий физические недостатки. Эти «отверженные» дети — явление, к сожалению, частое и трудноисправимое.
Зачинщиками травли обычно становятся один-два человека в классе. Если им не понравился кто-то из одноклассников, они начинают его дразнить, задирать, высмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры. К слову сказать, клички и дразнилки — не безобидная игра, а форма преследования. Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти первого класса становится ясно, кто стал изгоем, а кто является инициатором его травли. Обычно зачинщиками становятся:
— активные, общительные дети, претендующие на роль лидера, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания.
— агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;
— дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (следствие соответствующего семейного воспитания);
— эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;
У зачинщиков всегда находятся последователи — основная масса детей, которые под их руководством осуществляют травлю. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры.
Как получается, что добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для сверстника, не сделавшего лично им ничего плохого?
Во-первых, большинство ребят подчиняются так называемому стадному чувству: все пошли — и я пошел, все толкали — и я толкнул. Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Некоторые делают это в надежде заслужить расположение лидера класса. Или же не решаются пойти против большинства. А кто-то таким образом берет реванш за собственные неудачи: у него недостает энергии, чтобы стать зачинщиком, но он охотно подхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, наказывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают особых симпатий у одноклассников. Остальные же принимают участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).
Что касается отвергаемых детей, то они сами многое делают для того, чтобы стать жертвами нападок. Они не умеют управлять своими чувствами, сдерживать эмоции, неправильно оценивают мотивы и смысл поступков. Поэтому легко поддаются на провокации одноклассников, выдают неадекватные реакции. А обидчики только этого и ждут. Ведь интересно обижать того, кто обижается, кто бросается с кулаками после любого невинного замечания в свой адрес, кто начинает рыдать, если его немного подразнить.
Если ребенок идет в школу неохотно и возвращается оттуда подавленным, очень мало говорит о своей школьной жизни, не знает, кому позвонить, чтобы узнать уроки, часто плачет без видимой причины, то эти симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают.
В случае подозрений о наличии такой проблемы, не лишним будет сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками. Родители должны помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все сто. Поэтому важно уловить момент и не допустить превращения ребенка в «козла отпущения», «гадкого утенка». Учитель может подать ребятам знак, что этот ученик важен и нужен в классе. И тем самым в корне изменить ситуацию.
Если в классе систематически обижают кого-то, а он вынужден обороняться, то неправильно будет считать, что «оба виноваты». Это здравый подход, когда речь идет о стычке на равных. Но в случае преследователя и жертвы, их вину приравнивать нельзя. Во-первых, это еще больше ранит ребенка-жертву, который чувствует себя абсолютно незащищенным даже в присутствии взрослых. Во-вторых, такой подход развращает того, кто преследует: он может начать действовать исподтишка, оставаясь в глазах педагога «белым и пушистым».
Если ребенка в классе не любят и отвергают, его родителям необходимо быть готовыми к сотрудничеству с учителем и психологом, проявлять по отношению к обидчикам терпимость и сдержанность и, самое главное, — оказать поддержку своему ребенку.Однако родители часто бывают слишком критичны и нетерпимы к особенностям своего чада.
И из союзников и помощников сами превращаются в преследователей, а ребенок остается один на один со своей проблемой. Если уж родители не принимают ребенка таким, какой он есть, насмехаются над ним, то чего же ждать от остальных.Спокойные, уверенные в себе родители, не ждущие от ребенка моментальных сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам — именно такие родители могут помочь ребенку преодолеть чувство неполноценности и придать ему уверенность в своих силах.