Психология

1 голос, в среднем: 5 из 5

Друзья на всю жизнь или как не сделать братьев и сестер врагами

  • 14.03.2017
  • 4 мин.
  • 4949

С появлением второго ребенка в любой семье происходят изменения. Особенно это касается первенца. У него меняется статус, роль, он лишается своей исключительной позиции в обладании любовью матери. Ведь раньше все внимание доставалось ему, и он чувствовал свою значимость, весомость, уникальность. Теперь между ним и мамой образовалась психологическая дистанция. Родительское внимание сосредотачивается на младенце, которому нужен постоянный уход. Мама же может испытывать сильное переутомление, недосыпать и меньше общаться с первенцем, что и наводит его на мысли, что она его больше не любит. Зависть, ревность и тревога особенно сильны, если разница в возрасте между ним и новорожденным меньше трех лет.Будут ли дети в семье дружить, зависит, прежде всего, от родителей, от того, смогут ли они создать в семье благоприятный климат. Еще до рождения малыша надо обязательно обсудить с первенцем, что новорожденный будет сначала беспомощный и что в первую очередь ему потребуется внимание матери. Нужно донести до старшего, что пройдет немало времени, прежде чем они смогут играть вместе, ведь малыш должен еще научиться ходить и говорить.Если поставить ребенка перед фактом («у тебя скоро появится братик или сестра»), да еще заявить ему, что он должен будет его\ее любить, значит, как минимум, посеять в душе первенца тревогу по поводу второго ребенка. Никакой любви к нему он ведь пока не испытывает, а оказывается, что должен. При этом доступ к родителям с этими переживаниями для него закрыт, ведь обсуждать с ним они ничего не собираются. Вот с этого момента может начать расти напряжение.

Когда младенец появляется, многие родители пытаются не подпускать к нему старшего, чем совершают большую ошибку. Дети, как правило, хотят, чтоб в их семье был малыш, неспроста они просят купить им братика или сестренку. Если это не становится принудительной обязанностью, детям нравиться опекать и присматривать за малышами. В таких ситуациях они чувствуют себя более значимыми, более взрослыми, много умеющими и знающими. Они воображают себя в роли родителей, и это доставляет им огромное удовольствие.

Если же запретить старшему прикасаться к малышу, брать в руки его соски, бутылочки и погремушки, то он почувствует себя обделенным, покинутым, отверженным. Он станет искать различные способы восстановить свой статус и вернуть внимание родителей. Очень часто старший ребенок начинает вести себя как младенец — начинает писаться, просить грудь, сюсюкать, ковылять, как будто ему один годик. Он как бы говорит: «люби меня так же, как его, чем я хуже». Совершенно неправильно встречать это полным непониманием, возмущением, да еще и прибегать к физическим наказаниям: сюсюкает — по губам, описался — по попе. Так можно довести ребенка до невроза. Ненависть же к маленькому человечку, из-за которого все беды, расцветет пышным цветом. И тогда непосредственный доверчивый ребенок может предложить выкинуть сестричку или братика в окно или же начнет сам пытаться устранить малыша — тыкать вилкой в глаз, сталкивать с пеленального столика — вдруг разобьется как чашка! Любовь к родителям до четырнадцати-пятнадцати лет непоколебима, а вот любить братика или сестричку — с чего бы?

Вместо того чтобы запрещать контакты старшего с младшим, родители могут позволить ребенку снова побыть младенцем. Можно даже организовать специальную регулярную игру, во время которой кутать его в пеленку, поить из бутылочки, давать соску. В нее следует играть до тех пор, пока ребенок не потеряет к ней интерес и не предпочтет занятие, соответствующее возрасту.Когда младший подрастает, между ним и старшим неизбежно возникают конфликты. Дети борются за пространство, игрушки, родительское внимание. Роль взрослых в детских конфликтах является определяющей. Родители могут как остужать, так и наоборот провоцировать ссоры. А исследования показывают, что модели отношений, сформировавшиеся в раннем детстве, сохраняются на многие годы.

Дети хорошо ладят между собой, когда считают, что у родителей нет любимчиков, и они справедливо относятся ко всем. Поэтому не надо вникать в детские конфликты, разбираться, кто прав, кто виноват. Пресекайте жалобы детей друг на друга, будьте в спорах посредником, а не судьей, учите их договариваться.

Требуйте, чтобы дети просили разрешения друг у друга, прежде чем взять чью-то вещь или игрушку. Помогайте детям точно обозначать границы собственной территории, определите, что предназначено для общего пользования, что принадлежит каждому из них. Это задаст правила поведения и разрешения споров.Недопустимо сравнивать детей друг с другом, хвалить успехи одного и ставить его в пример другому. Нельзя также постоянно защищать младшего от старшего и навязывать старшему схему поведения «ты старше — уступи!». При этом если в обязанности старшего вменили заботиться о младшем, отвечать за него, когда взрослых нет рядом, то надо не забыть объяснить младшему, что он должен слушаться старшего. Иначе получается несправедливая схема, когда старший отвечает за младшего, а младший старшему не подчиняется.

Время от времени все дети испытывают друг к другу чувство злости, недовольства или даже ненависти. Психологи советуют признать это как факт. Отрицание его приводит к тому, что враждебность загоняется в подполье, где отягощается обидой и непонятостью. Нередко вместе с дурными чувствами в подполье уходят и искренние, добрые. Тогда может получиться вооруженный нейтралитет. Простые запреты на агрессию не приводят к искренним и дружеским взаимоотношениям.

Необходимо быть чуткими к переживаниям детей. Возможно, конфликт с братом возник на почве ссоры с другом? Или был трудный день в школе? Если вы чувствуете, что в основе проблемы лежит какая-то другая причина, то поговорите с каждым ребенком отдельно. Ваше понимание их эмоционального состояния — лучшая гарантия построения с ними хороших отношений и их приятия друг друга и этой жизни.

Поставь оценку материалу

Статьи в помощь нашим покупателям

Психология

Во власти левой руки

Если ваш ребенок левша. Воспитание маленького гения.

Психология

Первоклассный возраст

Как понять, готов ли ваш ребенок к школе? Стоит ли вести ребенка в школу в 6 лет?

Психология

Отверженные

Дети-изгои, которых постоянно дразнят сверстники. Как обьяснить ребенку, что не стоит на это реагировать? Что делать родителям?

Все статьи

рекомендуемая продукция

Смотреть всю продукцию

задать вопрос

Вы можете задать свой вопрос экспертам Bebi Premium и получить квалифицированный ответ от наших специалистов.

Связаться с нами

Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на использование этих файлов.

Принять