Многие родители наслышаны о том, что в России вводится некий образовательный стандарт, который сделает учебный процесс наших детей эффективнее, а знания лучше. Что касается начальной школы, то этот стандарт уже действует. Речь идет об определенном наборе знаний, которым должен обладать ребенок по истечении четырех лет. Однако получать эти знания сегодня возможно с помощью нескольких различных методик. Вот только разобраться, что представляет собой каждая из систем и какая из них подходит ребенку, чрезвычайно сложно.
Начальная школа — самый важный этап в процессе обучения. В это время закладываются базовые знания, на которых, как на фундаменте, должен выстроится целый дом под названием «образование» ребенка. Для него это отправная точка, путевка в жизнь, как бы высокопарно это не звучало. Начальная школа должна не только дать некие базовые знания, но привить любовь к учебе, а значит учиться ребенок должен с удовольствием. Понять, какая система из ныне придуманных, подходит вашему ребенку, задача не из простых. Потому что все методики довольно сильно отличаются. Начнем с того, что их очень много.Итак, в современном начальном образовании России существуют такие программы, как
«Школа России»
«Школа 2100»
«Гармония»
«Начальная школа XXI века»
«Перспективная начальная школа»
«Планета знаний»
«Классическая начальная школа»
«Начальная инновационная школа»
«Система Л.В.Занкова»
«Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Причем последние две относятся к так называемой развивающей системе подготовки детей в начальной школе. Все остальные представляют традиционную. При этом первые четыре программы являются основными — по ним учится большинство наших деток: в списке они представлены в порядке популярности.
У каждой такой программы или системы есть свой научный руководитель и коллектив авторов, написавших учебники. При этом «смешивать» учебники из разных программ не рекомендуется, потому что каждая программа или система предполагает свой подход к организации учебного процесса, а значит имеет свои принципы и свои особенности. Но именно в них разобраться простому родителю чрезвычайно сложно. Да, на официальных сайтах программ или издательств, выпускающих учебники, можно найти информацию, но что скрывается за длинными фразами, типа «в обновленных программах реализован современных подход к тематическому планированию, отражающий не только логику развертывания учебного материала и логику формирования универсальных учебных действий, но и те виды учебной деятельности, которые наиболее эффективны для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения»? Это цитата с официального сайта «Школа России», самой распространенной на сегодня программы. На самом деле, «Школа России» — это та программа, по которой учились в Советском Союзе, но многократно обновленная, дополненная и, как говорят, усовершенствованная. Эта программа вызывает меньше всего споров у родителей, так как нам всем в принципе понятно, как по ней учат.
Сложнее обстоит дело с остальными тремя лидерами списка. Взрослым советской формации эти программы непривычны, не совсем понятны, а потому вызывают много вопросов. Программы отличает принцип подачи материла: не от простого к сложному, а путем глубокого погружения сразу во все. И уже с течением времени происходит систематизация. Поэтому самые основные претензии родителей сводятся к тому, что учебного материала очень много, он подразумевает огромное количество домашней работы, с которой ребенок без помощи взрослого справиться не может. То есть трудно всем — и детям, и родителям. Да, результаты «на выходе» неплохие, но 4 года учебы превращаются в упорный, если не сказать в тяжелый, труд.
Программа «Школа 2100» считается самой сложной. При этом она с каждым годом становится все более распространенной. Ее самое главное преимущество в непрерывности и преемственности, то есть по ней дети могут учиться начиная с трех-четырех-пяти лет и до поступления в ВУЗ. Но в этом же многие видят ее самый главный недостаток: без дошкольной подготовки ее не потянуть! Характерной особенностью программы является принцип «минимакса» — учебный материал предлагается по максимуму, а ребенок имеет права усвоить его по минимуму. То есть у каждого ученика есть возможность «взять столько, сколько он может». Однако, как работает этот принцип в рамках общеобразовательной школы, пока не совсем понятно.
Не меньше споров вызывают программы «Гармония» и «Начальная школа XXI века». Самым большим их недостатком родители считают сложность формулировок. По их общему мнению, простой по сути материал преподносится так заковыристо, что взрослым приходится выступать в роли переводчиков. Вот и получается, что хорошие результаты эти программы дают тогда, когда по ним обучает очень хороший учитель. Немаловажно также, чтобы в школе соблюдалась программная преемственность между начальным и средним звеном. Иначе в 5 классе ребенку придется переключаться на традиционный подход к изучению предметов, а это, говорят, чревато потерей интереса к учебе.
Остальные программы принципиально не отличаются от всех новых методик, кроме двух, которые относятся к развивающим. Например, система Занкова учит детей не запоминать школьные истины, а «докапываться» до них самим. Схема здесь обратная традиционной: сначала даются примеры, на основании которых ученики сами должны сделать теоретические выводы, а затем материал закрепляется практическими заданиями. В системе Эльконина-Давыдова упор также делается на способ получения знаний. Цель этих программ — научить ребенка мыслить нестандартно. Но хороших результатов они позволяют добиться, только если соблюдать технологию обучения, а педагогов-специалистов, умеющих работать по этой методике, мало. К тому же эти программы не имеют достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования.В заключение хочется отметить, что при всем богатстве выбора особого выбора у родителей-то и нет. Наши дети ведь по-прежнему приписаны к ближайшим школам. А значит, ребенок будет учиться по той программе, которая утверждена в этом образовательном учреждении. И если родителей по каким-то причинам она не устраивает, то придется бороться за место в других школах, а как показывает практика, это не всегда получается. Удачи нам всем!