Синдром дефицита внимания — диагноз, который в последнее время звучит все чаще. Услышав его, родители думают, что они уделяют своему ребенку мало внимания. Отчасти это так и есть — ребенку с таким диагнозом сколько не уделяй внимания, все время будет мало. Но что на самом деле скрывается за аббревиатурой СДВ?
Синдром дефицита внимания — это неврологическо-поведенческое расстройство развития. Сам по себе синдром не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это констатация факта неких нарушений в работе мозга. Речь идет о легком повреждении коры и подкорковых структур, они обратимы и нормализуются по мере роста и созревания мозга. В зависимости от преобладающих клинических симптомов выделяют три типа СДВ: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, синдром дефицита внимания без гиперактивности и синдром гиперактивности без дефицита внимания. Для определения СДВ необходима оценка поведения ребенка в разных условиях — в школе и дома, так как необходимым критерием для постановки диагноза является наличие нарушений социальных функций и функций обучения. Иными словами, диагноз СДВ может быть поставлен только тогда, когда становятся очевидны трудности в обучении, то есть не ранее 5-6-летнего возраста.
Именно учеба является самым главным индикатором этого синдрома. Ведь имея нормальный или высокий интеллект, ребенок с СДВ с трудом осваивает школьную программу. Виной всему — тот самый дефицит внимания, то есть несобранность, небрежность, невнимательность. Такой ребенок часто неспособен удерживать внимание на деталях, допускает бесчисленные ошибки в школьных заданиях, при выполнении которых не может придерживаться предлагаемых инструкций. Он на все отвлекается, плохо слушает обращённую к нему речь, часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца. Он часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, учебники), проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Если он еще и гиперактивен, то, сидя на стуле, крутится, вертится, встает со своего места в классе во время уроков. Он вообще проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, суетиться, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. В общем, ведет себя так, как будто у него шило в известном месте. Кроме того, он часто мешает другим, вмешивается в беседы или игры, его реакции чрезмерны и не соответствуют ситуациям. Такие дети не могут предусмотреть опасные последствия своих поступков. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Их мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности — вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга. Также у гиперактивных детей слабая моторная координация, характеризующаяся неловкими беспорядочными движениями.
Если по мере взросления признаки гиперактивности уменьшаются сами по себе, то нарушения внимания, несобранность и импульсивность могут сохраняться очень долго, став благоприятной почвой для неврозов и социальной дезадаптации. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, эти дети часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотиков, у них чаще случаются черепно-мозговые травмы.
Столкнувшись впервые с учебными проблемами своего ребёнка, родители обычно испытывают целую гамму противоречивых чувств: недоверие, разочарование, чувство вины, ощущение несправедливости. Справиться со своими эмоциями — главная задача. Поведение ребенка не должно расцениваться как «хулиганское». В своих отношениях с ним нужно придерживаться «позитивной модели»: подчёркивать его успехи и поощрять его усилия, особенно во всех видах деятельности, требующих концентрации внимания, даже если результаты далеки от совершенства. Это укрепляет уверенность ребёнка в собственных силах и повышает его самооценку.
Сам по себе синдром дефицита внимания не является препятствием к обучению в общеобразовательной школе, а впоследствии и в ВУЗе. Но должен быть соблюден определенный режим труда и отдыха. Ребенку с СДВ рекомендуется щадящий режим обучения — минимальное количество детей в классе, меньшая продолжительность занятий (до 30 мин), пребывание на первой парте. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток времени. При выполнении домашних заданий следует избегать утомления, так как при этом может усиливаться гиперактивность. Избыточную энергию эти дети должны расходовать в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Поскольку они чрезвычайно возбудимы, необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Важен выбор партнеров для игр — друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.
В некоторых случая детям с дефицитом внимания показана медикаментозная коррекция. Это вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры.
Постепенно по мере роста ребенка нарушения в работе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Но чтобы дожить до этого момента и не выпустить ситуацию из-под контроля, родителям надо запастись терпением: важно, чтобы ребенок с дефицитом внимания не испытывал еще и дефицита внимания со стороны родителей.