Специалисты-психологи по перинатальному воспитанию утверждают, что дети в утробе матери хорошо слышат. Они узнают голоса родителей, отличают интонации. На тревожный голос мамы малыш реагирует учащенным сердцебиением, а на его личике появляется напряжение. Спокойная речь или смех вызывают у него умиротворение. Также чутко малыш реагирует и на музыку. Этот дар, считают ученые, необходимо развивать с момента появления ребенка на свет. И вовсе не с целью вырастить второго Моцарта, а чтобы открыть в ребенке многие другие таланты.
Все исследования последних десятилетий сходятся в главном: музыка стимулирует работу мозга. Прослушивание музыки требует постоянного ускоренного обмена информацией между полушариями. Следовательно, она развивает все виды восприятия — зрительного, слухового, чувственного, а также все виды памяти — зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств. Поэтому чем раньше начинается погружение ребенка в мир музыки, тем быстрее идет его развитие.
Собственно музыкальные способности, если они есть, проявляют себя до 3-х лет! Поэтому так важно, чтобы малыш с рождения был окружен звуками, песнями, мелодиями. Если не создать условий, в которых ребенок сможет обнаружить свой талант, то он так и останется в зачаточном состоянии, и время будет упущено. Кстати, все известнейшие композиторы происходили из семей, в которых знали и любили музыку. Например, Бах принадлежит крупнейшей музыкальной династии Германии, отец Бетховена был певцом в придворной капелле, отец Моцарта — скрипач в придворном оркестре, композитор. У Чайковского мать играла на фортепиано и пела, отец Штрауса играл на валторне. Для музыкально одаренных детей время играет решающую роль. После 3-х лет развитие музыкальных способностей возможно, но затруднительно.
Считается, что самая полезная музыка для новорожденного — это мамины колыбельные, потешки, лирические или веселые песенки, которые органично окрашивает различные моменты жизни малыша. Последние исследования показали, что в результате пения взрослого у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начинает разговаривать. С появлением речи ребенок «готов» петь и сам. И путь он делает это не в лад, невпопад. Зато он обогащает свой словарный запас и совершенствует артикуляционный аппарат, что способствует правильному произношению. К тому же пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память, учит выражать чувства, помогает глубже воспринимать музыку. А научившись выражать свое состояние голосом, ребенок получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения. Ну а самое главное, пение формирует правильное дыхание, которое является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни. Когда человек поет, лишь 20% звука уходит во внешнее пространство, а 80% — во внутренние органы. Поэтому пение благотворно действует на почки, железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Недаром профессия певцов считается профессией долгожителей.
Даже если у ребенка нет выдающихся музыкальных способностей, это не значит, что их не нужно развивать. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии. У них раньше и лучше формируется пространственное восприятие, координация движений и моторика рук. Например, многие первоклашки из-за плохо развитого пространственного мышления пишут буквы и цифры зеркально, переставляют местами буквы и слоги. Им тяжело на слух определить количество слогов в слове. У многих плохо разработаны пальчики, нетвердо держат ручку, плохо переключаются с одного движения на другое. Ребенок, знающий азы нотной грамотности и игры на музыкальном инструменте, таких затруднений не испытывает. Более того, он с легкостью осваивает чтение и иностранные языки. Ученые отмечают также прямую связь между музыкальными и математическими способностями. Дело в том, что обработкой музыкальной информации занимаются отделы мозга, традиционно отвечающие за логические операции. Таким образом, занятия музыкой позволяют развивать мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой.
Есть много профессий, где нужно реагировать на показания сразу нескольких приборов, или мгновенно аккумулировать информацию из разных источников, то есть уметь мыслить многоканально. С этой работой легче всего справится тот, кто владеет каким-либо музыкальным инструментом. Ведь этот навык предполагает одновременную игру двумя руками совершенно разных партий да еще расшифровку закодированной в нотных символах мелодии! Музыкант вообще воспринимает многообразие как норму. А большой кругозор облегчает ему общение и взаимопонимание. Привычка слушать и понимать делает музыкантов мягче и терпимее. При этом их волевые качества не страдают. Они многое видят и чувствуют, но менее подвержены паническим настроениям.Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Помогите детям полюбить музыку, и она сделает их жизнь яркой и многогранной.