Психология

1 голос, в среднем: 5 из 5

Взрослые причины детских проблем

  • 14.03.2017
  • 4 мин.
  • 4829

Изучая процессы, происходящие в семьях, психология начала находить ответы на многие вопросы касательно поведения детей. Оказалось, что многие детские проблемы — следствие неустроенности родительских отношений. Но признаться себе в этом многим родителям сложно, гораздо проще оправдать свои неудачи трудным ребенком. Проблемы ребенка в результате становятся только серьезнее.

Законы функционирования семьи совсем не те, которым подчиняется психология отдельного человека. Семья — это социальная система, и как любая система она обладает свойствами, которые мощнее, чем воля и намерение людей, в нее входящих. А потому способна долго сохранять «статус кво». Люди обычно вступают в брак, чтобы жить хорошо и счастливо. Однако нередко, несмотря на все старания, они начинают жить плохо — ссорятся, конфликтуют, и дети растут в мучительно тяжелой атмосфере. Никто к этому не стремится, но это происходит. Семья при этом не распадается. Почему? Таковы законы системы — стабильность ей обеспечивает внутреннее взаимодействие и влияние друг на друга ее членов. От характера этих связей зависит, будет ли семья функциональной системой, то есть способной достигать своих целей, или дисфункциональной. Когда люди хотят, например, жить счастливо, богато, но не могут — налицо семейная дисфункция.

Пример такой дисфункциональной семьи: мама, папа и ребенок-школьник, который плохо учится. Мама жизнь посвящает тому, чтобы сделать из него человека: она принуждает его к занятиям, контролирует выполнение уроков. Но чем больше она старается, тем хуже ребенок учится. Это один из парадоксов семейной жизни. Получается, что мама совершает действия, прямо противоречащие своей цели. Зачем она это делает? Например, чтобы заполнить эмоциональный вакуум, образовавшийся в отношениях с папой. Ведь супружеские проблемы обсуждать трудно — за ними стоят скандалы, обиды, нервные срывы. Чтобы не выяснять отношения, мама находит себе занятие поважнее — воспитание сына. Это отнимает у нее все силы, и мама папу не донимает. Поэтому в супружеских отношениях образуется некая видимость благополучия: супруги мало общаются, а если общаются, то на безопасную тему — ребенок и его неуспехи. А раз так, то папе ничего не остается, как много работать и мало бывать дома. То есть правила поведения в этой семье — папа не отвлекает ребенка на себя, предоставив его маме целиком. Если он сблизится с ребенком, то мама останется в глубоком одиночестве, а она этого допускать не хочет. Таким образом, вырисовывается парадокс: чем хуже отношения в супружеской паре, тем тщательнее мама занимается с ребенком, тем менее успешен ребенок в учебе, тем более стабильной является семейная система.Еще один «прекрасный» стабилизатор семьи — болезнь ребенка. Больного нельзя бросить. А для ребенка спокойнее болеть, чем видеть и слышать ссоры родителей. Кстати, многие детские проблемы — страхи, психосоматические заболевания, трудности с учебой, асоциальное поведение — проявление того, что ребенок втянут в конфликты между родителями. Конечно, ни мама, ни папа не хотят, чтобы он болел или плохо себя вел.

Но им и в голову не приходит, что это не столько детская болезнь, сколько результат функционирования их семьи. Когда ребенок появляется на свет, он берет на себя часть неполадок, существующих между супругами, и позволяет им время от времени выпускать пар. Ведь гораздо безопасней для семейных отношений злиться на ребенка за плохое поведение, чем на супруга за нанесенную когда-то обиду.

Самая главная задача семьи по отношению к ребенку — это подготовить его к самостоятельной жизни, а значит, к отделению от семьи. Это основной экзамен на функциональность и эффективность семейной системы. Функциональная семья способна отпускать подростка в мир и принимать его обратно. Она обеспечивает ему надежный тыл, дает ему возможность обратиться за помощью. Дисфункциональной семье трудно дать ребенку опору, так как за время жизни в ней он стал выполнять некие дополнительные функции — с помощью своего здоровья, неуспеваемости в школе или нарушения поведения. Если подросток отлучается из семьи, его функции выполнять некому. И тогда родители начинают категорически возражать против того, чтобы ребенок отдалялся от них, ведь они столкнуться с необходимостью общаться непосредственно друг с другом и решать накопившуюся массу проблем. Опять же взрослым страшно признать, что жизнь прожита не так, как хотелось бы, несчастливо, а неудачные дети — это хорошее извинение и оправдание самих себя. Не получилось, потому что у меня такой тяжелый ребенок! То есть для сохранения родительской самооценки детям лучше быть ни на что не годными.

Таким образом, психологи настаивают, что нет никаких отдельных детских проблем, а есть невольное использование ребенка для поддержания семейной стабильности. Но дисфункциональная семья — это не приговор. Если родители честно посмотрят в глаза проблемам, то смогут снять с ребенка ненужные ему функции и отпустить его и себя в новую жизнь.

Поставь оценку материалу

Статьи в помощь нашим покупателям

Психология

Комплексов тяжелая ноша

Как не привить комплексы своим детям? Большая ответвенность лежит на воспитании, а именно - на родителях, бабушках, дедушках, воспитателях и учителях.

Психология

Разум или чувства?

Чувствительность детей. Проявление чувств или руководство разума? Правильное воспитание чувствительности у ребенка.

Психология

Как уложить ребенка спать

Ритуал «укладывания» малыша спать. Плюсы и минусы совместного сна с ребенком. Личное пространство.

Все статьи

рекомендуемая продукция

Смотреть всю продукцию

задать вопрос

Вы можете задать свой вопрос экспертам Bebi Premium и получить квалифицированный ответ от наших специалистов.

Связаться с нами