Ребенка надо учить обращаться с деньгами. Наука эта отнюдь не из легких, тем более что общих правил в ней нет. К деньгам все относятся по-разному и наделяют их разным смыслом. Для кого-то это бумажки, которые можно обменять на товары или услуги, а для кого-то мерило счастья и благополучия. Поэтому и нет однозначного ответа на вопрос, что такое правильное финансовое поведение. Зато есть вполне определенная стратегия правильного финансового воспитания.
Если родители хотят, чтобы их ребенок был счастлив и с деньгами, и без них, то деньги в семье должны быть только деньгами. Их надо исключить из сферы человеческих взаимоотношений и избавить от лишних функций. Речь прежде всего идет о том, что деньги не должны быть орудием манипуляции. Ими нельзя ни поощрять, ни наказывать. Например, «будешь плохо учиться — не дам ни копейки» — это типичный пример шантажа, в результате которого у ребенка может сформироваться искаженное представление о деньгах и их назначении. Ребенок должен понимать, что деньги — это способ получения возможностей, которые не лежат в сфере отношений. Когда деньги включены в человеческие отношения, начинаются проблемы.
Если в семье конфликты, то деньги часто используются как оружие в борьбе за власть или статус. Именно в таких семьях дети воруют деньги. Например, папа с мамой живут сложно, часто ссорятся, но из-за дочки не расходятся, тем более что мама зависит от папы материально. Дочка ее жалеет и таскает у папы из бумажника деньги, неосознанно пытаясь занизить его статус и восстановить равновесие.
Или другой пример: папа содержит семью, выделяя маме денег на хозяйство по собственному усмотрению. Мама при этом не знает, сколько он на самом деле зарабатывает. Чтобы не остаться без копейки в кошельке, она делает заначки. Ребенок в этой семье усваивает модель поведения мамы и тоже начинает пополнять свои тайные запасы. С точки зрения обычной логики, это воровство. А он твердо усвоил, что без этого просто не выжить, не сохранить достоинства.
Иногда деньги становятся мерой любви. Дети, еще не понимающие сути вещей, начинают отслеживать, на кого больше потрачено, рассматривать свое положение в семье через призму денег — экономят на них или нет.
Все эти проблемы, на самом деле, решаются очень просто. Если сделать прозрачный бюджет, то деньги перестанут быть оружием. Отсюда следует, что необходимо создать денежную прозрачность. Ребенок должен знать семейный бюджет и денежные приоритеты. И кроме того, он должен быть уверен, что деньги в семье делятся справедливо. При этом ему надо знать, сколько стоит его содержание
Чтобы ребенок был вовлечен в финансовые отношения, его надо учить делать покупки. Когда он еще совсем маленький, ему можно вручить купюру, чтобы он протянул ее продавцу и забрал сдачу. А заодно продемонстрировать ему, что купили на эти деньги. Ребёнок ещё не понимает, что он делает, но привыкает к тому, что надо всякий раз платить.
В возрасте 6-7 лет ребенку можно поручать покупать, например, хлеб. Сначала ходить в магазин вместе с ним, помогать построить разговор с продавцом, отсчитать деньги, убрать на место мелочь. На следующем этапе можно только наблюдать, стараясь ни во что не вмешиваться. Еще через какое-то время самоустраниться окончательно. Чем старше становится ребенок, тем больше покупок ему можно поручать. Кульминация настанет тогда, когда он сам решит, что и в каком количестве купить.
Ребенка надо научить планировать траты. Для этого ему необходимы карманные деньги. Вопрос о них встает сам собой, когда ребенок начинает ходить в школу. Первокласснику надо выдавать деньги каждый день. Сумма должна быть адекватна текущим нуждам. По мере взросления ребенка интервал пополнения его кошелька надо увеличивать — сначала выдавать ему на неделю вперед, потом давать раз в две недели, и наконец раз в месяц. Чем старше становится ребенок, тем реже и тем большую сумму он получает. Если он не рассчитал и потратил все деньги раньше срока, то ему придется ждать до следующей «получки». Ругать маленького «транжиру» не стоит, лучше ему посочувствовать и выразить уверенность в том, что в уж следующий-то раз он правильно рассчитает свои траты. Самое главное проявить стойкость, иначе ребенок так ничему и не научится.
Деньги — это важная часть реальности. При этом у денег нет однозначной меры: для кого-то мало, для кого-то достаточно. Но чем раньше ребенок поймет, для чего они нужны и как с ними обращаться, тем проще ему будет в этом мире освоиться и самому найти ответы на все вопросы.