Дружба — это забота бога о нас, гласит мудрая поговорка. Люди всех времен и народов почитают дружбу как величайшую социальную и нравственную ценность. Счастлив тот, кто может о себе сказать, что у него есть друзья. Если человек одинок, то потребность в дружбе остается неудовлетворенной, а жизнь кажется пресной и неинтересной. Чтобы ребенок не был обделен общением, его надо научить дружить.
Дружба — один из важнейших факторов формирования личности ребенка. Отношения со сверстниками для него как зеркало, через которое он смотрит на самого себя и с помощью которого себя оценивает. От качества этих отношений зависит, будет ли ребенок доверять людям и вообще этому миру или замкнется в себе, будет подавлять желание устанавливать доверительные связи. Чтобы у ребенка было много друзей, родители должны постоянно расширять его круг общения. Причем, дружить он может как со сверстниками, так и с детьми старше или младше него, не зависимо от пола. Чем шире этот круг, тем лучше у крохи развиваются навыки общения. Он постигает науку взаимного доверия и уважения, учится действовать сообща в новых ситуациях. Чем больше у ребенка будет друзей, тем выше будет его самооценка, тем проще ему будет устроиться в подростковой, а затем и взрослой жизни.
Ребенку бывает трудно самому завести друзей. Причин может быть несколько. И самая основная — особенности характера. Малыш может быть, например, очень застенчивым и не уверенным в своих силах. Ведь не все дети одинаково физически развиты. Согласитесь, тяжело быть в компании тех, кто ловко ловит мяч или быстро бегает, когда у тебя не получается ни то, ни другое. Трудности в общении испытывают и дети, которых достаточно часто сравнивают с другими не в их пользу. Они не любят находиться в коллективе, потому что инстинктивно избегают сравнения, оберегают свою индивидуальность. Бывает и так, что ребенок стремится всеми управлять, навязывает свои правила игры и требует беспрекословного подчинения, а это не нравится другим детям. Иногда на одиночество малышей обрекают внешние обстоятельства, например переезд на новую квартиру и, как следствие, перевод в новый детский сад или школу. Влиться в незнакомый коллектив маленькому человеку непросто.
Ребенку, который не может найти контакт со сверстниками, нужна помощь взрослого. Но помощь ненавязчивая, а аккуратная и к месту. Начать стоит со знакомства, это первый шаг к дружбе. Малыш, может быть, искренне хочет подружиться с кем-то на площадке или в саду, но не знает, как это делается. Ему надо объяснить, что сначала надо поздороваться, представиться, затем спросить, как зовут этого мальчика или девочку и предложить играть вместе. Поначалу вы можете сами придумать для малышей какую-нибудь игру, чтобы их заинтересовать, а дальше пусть играют сами. Хороши любые коллективные затеи: прятки, догонялки, вышибалы.
Очень полезно приглашать в гости товарищей ребенка по дворовым играм или маленьких соседей по лестничной площадке. Можно встречаться с друзьями, у которых тоже есть дети, и придумывать себе совместный досуг. И старайтесь ходить в гости сами. Приучите ребенка к тому, что в чужой дом не идут с пустыми руками: всегда берите в подарок сувениры или что-нибудь к столу.
В дружбе, как и во всем остальном, надо знать меру. Поэтому приучите ребенка вовремя и без истерики покидать дом гостеприимных хозяев. Другая крайность — это ревность, которую ребенок испытывает, заметив, что его товарищ играет с другими детьми. Объясните ему, что это не означает предательства, наоборот, с такого общительного крохи надо брать пример, чтобы друзей было как можно больше.
Если ребенок с кем-то поссорился и с детским максимализмом заявляет вам, что дружить с этой девочкой или с этим мальчиком больше не будет, объясните ему, что друзья иногда ссорятся, это нормально. Обида проходит, а дружба остается. Однако если у ребенка, несмотря ни на что, не складываются с кем-то отношения, например, игры с Аней всегда заканчиваются слезами, а с Ильей дракой, то не надо настаивать на такой «дружбе». Такое общение скомпрометирует в глазах ребенка дружбу как таковую. Бывает и так, что ребенок «дружит» как-то без оглядки, самозабвенно, слишком сильно находясь под чужим влиянием. И в страхе, что с ним перестанут дружить, готов делать все, что его попросят. Если вы заметили, что вашим ребенком таким образом манипулируют, надо вмешаться и объяснить ему, что настоящие друзья ценят человека именно таким, какой он есть, уважают его индивидуальность. Если же кто-то требует от него поступиться своими убеждениями, значит он и не друг ему вовсе. Когда у ребенка установятся с кем-то достаточно прочные отношения, чаще интересуйтесь у него, как поживают его друзья. Сочувствуйте им, если они заболели, и радуйтесь их успехам.
Ценность дружбы ребенок лучше всего поймет, когда перед глазами у него будет постоянный пример родителей. Если он видит, как мама навещает в больнице подругу, а папа помогает товарищу сделать ремонт, то в его системе ценностей дружба будет не абстрактным понятием, а руководством к действию.