Вы посадили малыша в коляску и оставили его на минуту с игрушкой в руках. Через несколько минут вы слышите, как игрушка летит на пол, а ваше сокровище просит ее дать в руки опять. Вы выполняете просьбу, но через несколько минут игрушка оказывается на полу вновь.
Так повторяется несколько раз, и вам начинает казаться, что ребенок просто капризничает и требует внимания. Но это не совсем так. На самом деле вы присутствуете при уникальном процессе — развитии мышления вашего ребенка.
От того, насколько успешно ребенок изучит «поведение» игрушки и других предметов, будет зависеть, насколько полно он сможет реализовать свой потенциал в течение взрослой жизни. Поясним — мышление — это процесс, которое проходит несколько этапов.
Первый — наглядно-действенное мышление — ребенок учится осваивать мир при помощи действий с различными предметами (швыряние той самой игрушки). Второй — наглядно-образное (оперирование образами и картинками) и третий — словесно-логическое (период школьного обучения, когда ребенок обучается пользоваться абстрактными понятиями).
Вернемся к игрушке. Когда малыш растет и выходит из младенческого беспомощного возраста, его перестает устраивать только наблюдение за окружающими, он начинает тянуться к каждому предмету и начинает его пробовать сначала «на вкус», потом «на стук», «на полет» и так далее. Это — активный период наглядно-действенного мышления. Часто мамы стремятся оградить детей от явных и мнимых опасностей, ограничивая «поле для действия». Но если в этот период малышу понемногу давать в руки карандаши, мел, бумагу, клей, картон, краски, пластилин, кубики — словом, все то, из чего можно строить, тем самым мы создадим условия для развития мышления.Заметьте — малыши предпочитают манипулировать не игрушками (они им быстро надоедают), а предметами домашнего обихода, которыми пользуются взрослые: посудой, письменными принадлежностями, инструментами, приборами… Задача родителей — помочь ребенку «войти» во взрослый мир и исследовать его неигрушечные свойства и опасности.При этом, безусловно, необходимо пояснять, что есть вещи чужие и запретные, которые можно брать только с разрешения. Интересный факт — если малыши изучат их вместе с кем-нибудь из взрослых, то эти «запретные предметы» перестанут манить их своей неизвестностью.
Никитины описывали обстановку в своем доме так: «Мы старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявить себя в каком бы то ни было творчестве. Заметили, что малыш любит писать мелом, — сделали из куска линолеума доску; заметили, что его интересует в „Детской энциклопедии“ карта, — повесили большую карту полушарий на стенку.
Так у нас на стенах появились таблицы сотни и тысячи, буквы печатные и письменные на плакате, на кубиках, измерительные приборы, большие деревянные кирпичи, конструкторы, всевозможные игры и, конечно, книги, множество книг — от сказок и книжек-малышек до энциклопедий и научно-популярной литературы. Вот это-то мы и называем богатой для раскрытия способностей ребенка, обстановкой».