О незримой связи между матерью и ребенком, над которой не властны ни пространство, ни время, написаны массы книг и художественных произведений. Однако в этом нет никакой мистики — медики доказали, что малыши, которых мамы чаще обнимают и целуют, развиваются быстрее и становятся более успешными, чем их «недоласканные» ровесники. Почему так происходит?
Буквально в первые месяцы жизни у ребенка формируется картина мира, в которой маме принадлежит центральная и решающая роль. Во всех своих потребностях малыш ориентирован на маму, он всецело от нее зависит, особенно — от маминого настроения. Первое, чему учится малыш — быстро и точно это настроение отслеживать. Приветливая улыбка или недовольство, неизменная готовность помочь своей крохе с радостью и энтузиазмом или усталость и раздражение — ничто не ускользает от нашего маленького наблюдателя. Все это сказывается на его настроении и поведении, поэтому мимика и интонации матери имеют в этот период особое значение.
Американский психолог Жан Ледлофф в своих работах, посвященных воспитанию счастливых детей, особое внимание уделяет именно раннему общению малыша с мамой — тому времени, когда ребенок преимущественно находится у нее на руках. Дело в том, что опыт, полученный в этот период жизни от соприкосновений с маминым телом, от движений, толчков, поглаживаний и поцелуев, влияет на всю будущую жизнь человека. От того, какими будут эти движения, зависит, без преувеличения, будущее малыша.
Так, если к нему относились как к «хрустальной вазе», то и он будет расти с ощущением себя недотрогой, а если ему обеспечивали достаточное количество тактильных ощущений, то он не только будет расти спокойным и довольным, но и будет опережать своих сверстников в интеллектуальном развитии.
Это происходит потому, что сознание младенца за время «ручного периода», когда ребенок в основном находится на руках у родителей и до момента, когда ребенок начинает ползать, претерпевает серьезные изменения. При этом чем раньше произошел тактильный опыт, тем сильнее его влияние. Это объясняет то, что ощущения, которые малыш чувствует до того, как он способен к осознанию (в младенческом возрасте дети мыслят ассоциациями и ощущениями), во многом определяют его образ мыслей в более позднем возрасте.
Если ребенок с рождения чувствует себя защищенным и желанным, если он вовлечен в повседневную жизнь и при этом ему комфортно, то последующие события его жизни будут восприниматься им совсем не так, как ребенком, чувствующим себя лишними и обделенным вниманием и мамы. При этом последующий жизненный опыт обоих детей может быть совершенно одинаковым.Таким образом, секрет детско-материнской связи весьма прост — она формируется и выстраивается самой мамой. Если она относится к малышу как естественной и неотъемлемой части жизни, а не как к отдельному от нее объекту, требующего постоянного внимания и заботы, то ребенок, даже став взрослым и независимым, всегда будет ощущать себя успешным защищенным, и будет с радостью воспринимать родительскую любовь.