Наверное, в любом детском коллективе найдется ребенок, который отличается повышенной агрессивностью. Такой забияка доставляет всем неудобства и его стараются исключить из коллектива. Однако изоляция закрепляет и усугубляет его агрессивное поведение. Чем оно все-таки объясняется?
Практически все дети ссорятся, обзываются, дерутся — те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Однако они связаны, прежде всего, с детской непосредственностью и импульсивностью. По мере взросления и усвоения норм поведения агрессия уступает место более миролюбивым формам общения. Однако у некоторых детей агрессия становится устойчивой формой поведения, а затем и устойчивым качеством личности.
Определенные внутренние предпосылки к агрессии складываются еще в дошкольном возрасте. Если агрессивное поведение ребенка не имеет какой-либо причины и направлено исключительно на причинения страдания другому, если физическая боль или унижение другого вызывает удовлетворение, то подобное поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности.Главной отличительной чертой агрессивного ребенка является его отношение к сверстникам.
Он воспринимает их как противников, конкурентов, врагов. Он полагает, что их поступками руководит враждебность и ждет нападения или подвоха. Агрессивный ребенок видит в поведении сверстников пренебрежение к себе и делает вывод о своей недооцененности.
Ученые полагают, что причиной этого «самообмана» является особый склад личности, который культивирует образ врага. В основе такого отношения к другим лежит зацикленность ребенка на себе, его внутренняя изоляция. Он сосредоточен на собственной ценности и на том, что он значит для других. Такой ребенок постоянно думает о том, как к нему относятся или как его оценивают окружающие, и остро переживает их отношение. Главная трудность даже не в том, что ребенок неверно оценивает себя, а что эта оценка становится главным содержанием его жизни.
Как следствие, агрессивные дети не способны видеть и понимать других, неадекватно реагируют на чужие успехи — испытывают злорадство при неудачах и не могут принять их достижений. В других людях такой ребенок видит, прежде всего, себя и отношение к себе. Ожидание враждебности не позволяет ему увидеть другого во всей его полноте, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание и содействие.
Такое мировосприятие создает у ребенка ощущение острого одиночества во враждебном мире, которое порождает все большее противостояние и отдаленность от других. В дошкольном возрасте еще не поздно предпринять меры для «излечения» агрессивности. И эти меры должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции и на формирование способности видеть и понимать других.