Взаимоотношения детей и родителей — это та игра, в которой мячом сначала владеют взрослые, но в какой-то момент он неизбежно переходит к младшему поколению. Игра при этом должна закончиться вничью, тогда можно говорить о гармоничных отношениях в семье. В случае победы родителей приходится констатировать, что они играют слишком жестко.
А за этим обычно следует дисквалификация. Каковы же правила в игре под названием воспитание детей?
Правила эти опираются на два понятия — авторитет и авторитарность. Авторитарным называют человека, который добивается от других подчинения, пользуясь силой. Авторитетен тот, чье мнение признают и уважают. Ему подчиняются по доброй воле, отдавая должное его компетентности и справедливости. Коротко разницу между этими понятиями можно объяснить афоризмом: авторитет — когда тебя уважают и не боятся, авторитарность — когда тебя боятся и не уважают. Тот способ, который родители выберут для общения со своими детьми, и определяет победителей.
Для маленького ребенка родители — самые главные люди на свете. Малыш их почитает и обожает. В его глазах папа — самый сильный, самый ловкий, самый умный, самый справедливый. Мама — самая красивая, самая добрая, самая нежная. Этот авторитет родители имеют просто потому, что они взрослые, а ребенок еще мал и неумел. Но со временем соотношение сил меняется. Происходит неизбежное выравнивание возможностей детей и родителей. Может случиться, что папа уже не знает, как решить задачу, с которой справляется сын, а мама не прочла столько книг, сколько ее дочь. Наступает критический момент, когда авторитет родителей перестает держаться на преимуществах возраста. И чтобы его удержать, некоторые взрослые начинают скатываться в авторитарность, сами того не понимая, что одно исключает другое.
Маленький ребенок безусловно принимает все правила и нормы поведения, идущие от родителей. Но по мере взросления он начинает задаваться вопросами о причинах, правомерности и истинности родительских требований. Наступает момент, когда взрослеющий ребенок уже не хочет подчиняться своеобразным «табу», навязанным ему в раннем детстве. Если родители были авторитарны, подавляли личность своего ребенка, не позволяли ему высказывать или вообще иметь собственное суждение, то эффект выстрелившей пружины для них может быть ошеломительным. И тогда они сталкиваются с проблемой не просто непослушания, а агрессивной отчужденности.
Для ребенка, впрочем, это далеко не самый плохой выход из сложившейся ситуации. Это значит, что у него нашлись силы, чтобы восстать и потребовать свободы. Гораздо печальнее, когда родительский деспотизм берет верх. Навешенные в первые годы жизни запреты или указания, навязанное чувство вины, не переработанное собственным жизненным опытом, критическим мышлением и свободой выбора, не позволяет личности стать личностью. В итоге человек становится куклой, которой также легко и безнаказанно будут управлять другие люди.
Психологи считают, что путь авторитарности — абсолютно тупиковый. Власть, рассчитанная на беспрекословное подчинение или страх наказания, рано или поздно перестает действовать. Ребенок рано или поздно вступает в борьбу за самостоятельность, за право реализовать свои потребности и цели, и делает это со всей энергией своих юных сил. Дело порой доходит до открытой войны.
Современный поход к воспитанию предполагает, что путь насилия над ребенком безнадежен и рано или поздно приведет к разрыву отношений. Взрослый теряет авторитет, если начинает полагаться на запреты, давление или приказы. Он сохраняет авторитет, если остается образцом духовной силы и мудрости.