Психология

0 голосов, в среднем: 0 из 5

Способными не рождаются. Способными становятся

  • 14.03.2017
  • 4 мин.
  • 5616

У каждого ребенка есть задатки. Из них могут развиться, а могут и не развиться способности. Главным условием развития способностей является познавательная потребность. И если способности от природы никому не даются, то познавательной потребностью награжден каждый. Не дать пропасть этому дару — главная задача родителей.

Если какие-либо способности развиты очень хорошо, то можно говорить об одаренности. Однако дети становятся одаренными не потому что им больше дала природа, а потому что они в большей мере сумели реализовать себя. То есть больше своих задатков превратили в способности.

Все способности имеют общую основу — умственную. Этим и объясняется смысл фразы «талантливый человек талантлив во всем». Как правило, способности проявляются сначала как бы широким фронтом, а со временем обнаруживается некая их специализация. Но возможна и обратная ситуация. Например, доказано, что музыкальные способности проявляются до 3 лет, правда для них необходимы специальные условия — ребенок должен быть окружен звуками, песнями, мелодиями. Именно поэтому талантливые музыканты и исполнители чаще всего рождаются в семьях композиторов или, как минимум, любителей музыки. После 3 лет развитие музыкальных способностей возможно, но затруднительно. О существовании же какой-то еще одаренности можно говорить не ранее 3-4 лет.

Чтобы способности развились, нужно одно обязательное условие — деятельность должна приносить удовольствие. Поэтому занятия без желания ребенка либо бесполезны, либо даже вредны. Вот почему у одного ребенка способности развиваются, а у другого так и остаются на уровне задатков, и учеба для него становится кошмаром. Необходимо собственное стремление к познанию. Эта познавательная потребность, а в дальнейшем и умственная деятельность должны развиваться на фоне положительных эмоций — удовольствия или даже восторга.

Мы, взрослые, зачастую блокируем познавательную потребность своих детей с первых лет. Во-первых, ругаем за сломанные игрушки. Наверное, нет на свете ни одного родителя, который бы не пожурил за это ребенка или хотя бы при нем не расстроился. А этого делать категорически нельзя. Если ребенок сломал игрушку, то виновата фирма-производитель, но никак не малыш. Ломая игрушку, малыш проявляет свой исследовательский интерес к вещам, удовлетворяет ту самую познавательную потребность. Наказать его за это — значит, отбить охоту к познаниям.

Во-вторых, очень часто, занимаясь с ребенком, взрослый отвлекается либо на телефонные разговоры, либо на телевизор, либо еще на что. В результате у ребенка формируется «рваное» внимание, то есть он не может сосредоточиться. Неудивительно, если в дальнейшем у него возникнут трудности с учебой.

Третий фактор, и самый главный, — познавательную потребность губит принуждение. В нас с детства вдалбливают: ученье — это долг, исполнение обязанностей. Многие поэтому искренне убеждены, что это тяжкий труд. И если у ребенка не ладится в школе, то его начинают стыдить и наказывать. Как следствие, ребенок не хочет туда ходить. А ведь интеллектуальная деятельность должна быть одной из самых ярких радостей жизни. Поэтому с началом школьного обучения развитие способностей у многих детей фактически останавливается. И учиться им с годами становится все трудней.

Кстати, этим объясняется тот парадокс, что во взрослой жизни двоечники и отличники зачастую меняются местами. Старательная девочка, получающая в школе одни пятерки, остается неспособной и посредственной, так как училась из прилежания и без удовольствия. А двоечник, занимаясь вне школы любимым делом, развивает свои способности и достигает больших успехов в выбранной затем профессии. Эта закономерность лишний раз доказывает, что школьные оценки никак не характеризуют способности. Здесь правда не надо умалять достижения тех отличников, которые все школьные годы учатся «на ура», получая высокие отметки за действительно глубокие и всесторонние знания.

И, наконец, еще один немаловажный фактор — это отношение к познанию самых родителей. Какие интересы ими движут — потребительские или духовные? Если в семье никто не читает, то и ребенок, скорее всего, чтение не полюбит. Если все часами сидят перед телевизором, то и для ребенка это будет главный досуг. Познавательная потребность ведь до конца не уничтожается. Она остается, но в извращенном виде. У одних это выражается в коллекционировании, например, зажигалок и фантиков. Другим ее заменяет чтение детективов и решение кроссвордов. Третьи же проявляют интерес к чужой жизни, их занимают сплетни, интриги, скандалы. Все это печальные искажения уникального дара. Поэтому пока не окрепла в ребенке любовь к самостоятельной умственной деятельности, нужно, чтобы учение для него было радостью.

Поставь оценку материалу

Статьи в помощь нашим покупателям

Психология

Во власти левой руки

Если ваш ребенок левша. Воспитание маленького гения.

Психология

Ребенок ведет себя плохо. Кто в этом виноват?

Кто виноват в том, что ребенок плохо себя ведет? Борьба за внимание. Борьба за власть. Месть и уклонение.

Психология

Разум или чувства?

Чувствительность детей. Проявление чувств или руководство разума? Правильное воспитание чувствительности у ребенка.

Все статьи

рекомендуемая продукция

Смотреть всю продукцию

задать вопрос

Вы можете задать свой вопрос экспертам Bebi Premium и получить квалифицированный ответ от наших специалистов.

Связаться с нами