Сегодня у родителей есть возможность отдать ребенка в школу с шести лет. Однако не стоит ею злоупотреблять. Родители сначала должны ответить на вопрос, готов ли их ребенок к школьному обучению или лучше подождать. Ведь между шестью и семью годами в некоторых случаях лежит огромная дистанция. Что дает этот важнейший год жизни?
Готовность к школе — понятие не педагогическое, а психологическое. Иными словами, она заключается в созревании у ребенка некоторых функций психики. Это происходит обычно к 7 годам и называется, как несложно догадаться, кризисом 7 лет. Этот кризис несет смену ведущей деятельности: познавательная заменяет игровую. Семилетка, конечно же, не перестает играть, но спонтанным и ролевым играм он теперь предпочитает игры по правилам. Другими словами, в шесть лет ребенка можно научить всему на свете, если преподнести учебный процесс в виде игры. Но в школе не играют. Там как раз живут по правилам, да еще все атрибуты школьной жизни этому способствуют — рюкзачок, тетрадки-учебники, ручки, карандаши, иногда форма — все это важно, здорово, и семилетке это нравится.
Ребенок дошкольного возраста отличается чрезмерной импульсивностью, сначала делает, а потом думает, ему безумно трудно управлять своими порывами. То в окно засмотрелся, и учителя не слышит, то вздумал поиграть с игрушкой, которую из дома принес. Для шестилетнего все это естественно и необходимо; для школы, не приспособленной учить таких деток, невыносимо.Семилетка еще по-прежнему излишне эмоционален, но уже способен управлять своим поведением. Он может сотрудничать с учителем — слушать, не отвлекаясь, выполнять задания. То есть к 7 годам ребенок учится соответствовать целям, поставленным перед ним.Шестилетний ребенок еще не осознает себя как часть общности. Когда учитель в классе говорит: «Дети, достаньте тетради», шестилетка не понимает, что эта просьба относится и к нему в том числе. Он «слышит», только если к нему обращаются по имени. Учитель, в свою очередь, не понимает, почему некоторым нужны специальные приглашения. Вот так и начинаются у малыша первые проблемы.
К 7 годам ребенок начинает активно обобщать свой жизненный опыт. Если до этого все переживания существовали в его сознании отдельно друг от друга, то теперь они начинают складываться в общую картинку. С этого и начинается формирование отношения ребенка к самому себе и окружающему его миру. Семилетка уже осознает свое место в системе человеческих отношений. Он дорос до того, чтобы оценивать себя в сравнении с другими, и обычные школьные приемы, побуждающие хорошо учиться, могут сработать.
Не менее важную роль играет уровень развития нервной системы ребенка. Высидеть 40 минут урока может стать настоящей пыткой для шестилетки, но быть вполне по силам семилетке.Учитывать также нужно темперамент и индивидуальные особенности ребенка. Легко возбудимым, эмоциональным, подвижным детям лучше идти в школу с 7 лет. По наблюдению опытных учителей, обычно таковыми являются мальчики. Девочки же раньше становятся усидчивыми, рассудительными и любознательными. Они уже в 6 лет подолгу рассматривают картинки, внимательно слушают взрослых, доводят начатое дело до конца. Поэтому их можно отдавать в школу с 6 лет с меньшим риском для их психического и физического здоровья.
Если ребенок часто болеет, быстро устает, не спешите его отдавать в школу — пусть он окрепнет. Выдержать школьные нагрузки сможет сильный, крепкий и вполне здоровый ребенок.Сегодня поступающим в школу детям предъявляются очень высокие требования: ребенок должен уметь читать, считать, пересказывать, выполнять логические упражнения, отличать существенное от второстепенного, обобщать, умозаключать. Стали востребованы всевозможные курсы по подготовке к школе. Таким образом, готовность ребенка к школе стала оцениваться с позиции «возьмут — не возьмут», тогда как родители должны ставить вопрос «отдам — не отдам». Все-таки диагностика готовности ребенка к школе нужна не для того, чтобы поступить в нужную школу, а для того, чтобы понять, нужно ли это вашему ребенку, готов ли он сесть за парту.