Психология

0 голосов, в среднем: 0 из 5

Порядковый номер судьбы

  • 14.03.2017
  • 4 мин.
  • 4392

Сейчас снова входит в моду многодетность. В современных семьях два ребенка — уже почти норма, а три — уже совсем не редкость. Последовательность появления детей на свет имеет огромное значение. Она определят ролевые позиции ребенка в семье и влияет на его характер и судьбу.

С рождением каждого ребенка атмосфера в семье меняется, поскольку меняются сами родители. Во-первых, они становятся более опытными. Ведь все знают, что воспитание, например, второго ребенка проходит без прежней нервозности. Во-вторых, меняются внешние обстоятельства — возможно, родители переезжают на новое место жительства, становятся более благополучными в экономическом плане. Все это обязательно оказывает влияние на их отношение к детям. А каждый новый ребенок всегда оказывает влияние на всех членов семьи. Поэтому родители по-разному реагируют на появление детей и разного ожидают от них. Таким образом, порядок рождения задает более-менее определенную модель, по которой ребенок развивается.

Первенцы с самого начала получают от взрослых громадную заботу и внимание. Если они остаются единственными детьми в семье, то зачастую становятся эгоцентристами. Находясь во власти родительской опеки, единственный ребенок практически не бывает предоставлен самому себе. У него оказывается мало возможностей строить свои отношения с окружающими. Поэтому ему бывает трудно научиться уживаться с другими. С другой стороны, единственные дети нередко обладают лидерскими качествами. Они склонны мерить себя по взрослым стандартам, поскольку нет в семье других детей, с которыми они могли бы себя сравнивать. Они ориентированы на родителей, чувствительны к их правилам и ожиданиям и стараются им соответствовать. В силу того, что им не нужно бороться за внимание и любовь взрослых, они имеют больше возможностей для интеллектуального роста, да и родители имеют больше времени и возможностей на их развитие и общение с ними.

Если же в семье появляется второй ребенок, то развитие первенца идет по другому сценарию.

Его статус меняется. Он лишается своей исключительной позиции в обладании любовью матери и часто ревнует к сопернику. Если родители не очень эффективно гасят ревность, то старшие дети вырастают эмоционально нестабильными. Они перестают быть единственными, но потребность быть первыми и главными у них сохраняется, поэтому они живут в страхе не оправдать связанные с ними надежды. В то же время они видят, что любое дело могут делать лучше, чем их младшие братья или сестры, и быстро убеждаются в том, что раз они старше, то и умнее. А потому много добиваются. Старшие дети ответственны, но иногда даже слишком, из-за чего часто превращаются в глубоко тревожные личности. Им тяжело принять чужую помощь. Они нетерпимы к чужим ошибкам и очень чувствительны к замечаниям в свой адрес. Им бывает трудно расслабиться и получать удовольствие от жизни.

Младшему ребенку гораздо больше свойственны беззаботность, оптимизм и готовность принимать чужое покровительство. В раннем детстве, когда закладывается модель поведения, на них возлагается меньше обязанностей. И относятся к ним родители менее требовательно. Поэтому и ответственность за все происходящее младшие дети легко переваливают на других. Привыкая к тому, что все о них заботятся, все за них решают, они поздно становятся самостоятельными. Всегда оставаясь в семье самыми маленькими, младшие дети усваивают, что силой в близких отношениях ничего не добьешься, и часто вырабатывают обходные пути достижения желаемого, то есть учатся манипулировать. При этом они не особенно стремятся к тому, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих и более ориентированы на себя. Часто младшие становятся любимчиками, поэтому они эмоционально стабильнее, в отличие от тревожных старших.

Если в семье появляется третий ребенок, то все черты младшего достаются ему. Тот, который оказался средним, может проявлять черты как младшего, так и старшего, или их сочетание. Промежуточная позиция средних детей стимулирует развитие у них социальных навыков. Они часто умеют вести переговоры и ладить с разными людьми, поскольку вынуждены были научиться жить в мире как со старшими, так и с младшими. Однако часто средний ребенок вынужден бороться за свое место в семейной иерархии. Ведь у него не только нет привилегий и власти самого старшего, но его и не балуют как самого младшего. Он не лучший, как первый, и не любимый, как третий. Поэтому сразу оказывается как бы в невыгодном положении. Исключение составляют единственные мальчик или девочка среди остальных двух детей противоположного пола. Средний ребенок часто вырастает самым независимым от семьи и легко принимает ценности и установки других людей.

Порядок рождения накладывает отпечаток при создании собственной семьи. Если место, которое ребенок занимал среди братьев-сестер, не сохраняется во взрослых отношениях, то ему может быть тяжело и не комфортно в браке. Даже если в родной семье обстановка не была благоприятной, она может оказаться предпочтительней, потому что ребенок знает, как с ней справляться. Именно поэтому лучшей парой для человека может быть тот, кто позволяет повторить знакомую обстановку в семье.

Например, брак старшего брата и младшей сестры считается благоприятным, так как позволяет наиболее точно повторить отношения в семье: младшая сестра, как жена, готова подчиняться мужу, который, как старший брат, берет на себя функции лидера. Два младших ребенка, оказавшись в роли мужа и жены, будут ожидать друг от друга принятия решений. А поскольку никто из них не готов брать на себя ответственность, каждый будет находиться в пассивном ожидании, постепенно разочаровываясь в браке. Нелегко приходится и старшим детям — они неизбежно конфликтуют за лидерство, так как оба не привыкли подчиняться.

Знание того, какая роль была отведена в родительской семье, очень помогает в собственной взрослой жизни. Мы начинаем понимать сильные и слабые стороны друг друга, поступки и стремления, и можем попробовать прийти к взаимопониманию и компромиссам, а не к разрушению отношений.

Поставь оценку материалу

Статьи в помощь нашим покупателям

Психология

Наука дружить

Друзья детства. Первые друзья вашего ребенка и их важность в развитии.

Психология

Игра на чувствах

Ребенок манипулирует вашими чувствами жалости, страха, вины, стыда? Мы расскажем о разновидности детских манипуляций и как с ними правильно справиться.

Психология

Наука проигрывать

Как научить ребенка проигрывать? Не пытайтесь ограничивать ребенка от неудач. Он должен научиться чувствовать не только победу, но и поражение.

Все статьи

рекомендуемая продукция

Смотреть всю продукцию

задать вопрос

Вы можете задать свой вопрос экспертам Bebi Premium и получить квалифицированный ответ от наших специалистов.

Связаться с нами