Питание

0 голосов, в среднем: 0 из 5

Зачем организму ребенка микроэлементы?

  • 15.03.2017
  • 4 мин.
  • 11109

Автор статьи: Пономарева Юлия Владимировна

Аллерголог-иммунолог, педиатр

Человек является частью природы, поэтому неудивительно, что в нашем организме присутствуют практически все известные химические элементы, которые существуют в окружающей среде. Четыре из них являются базовыми – углерод, кислород, азот и водород, из них строятся все ткани живых организмов. Меньшая в количественном соотношении доля принадлежит металлам (около 3 % от массы тела человека), однако биологическая роль этих веществ очень важна. Минеральные вещества относятся к жизненно необходимым соединениям. Поступая в организм с водой и пищей, они не компенсируют энергетические затраты и не обладают питательной ценностью.

 

Это важно! Однако любой обменный процесс в организме не проходит без участия минералов. Они являются активными центрами ферментов, гормонов и регуляторных белков, контролируя процессы жизнеобеспечения во всех органах и тканях.

Стабильность химического состава организма является условием постоянства внутренней среды и здоровья в целом.

Роль минеральных веществ в детском возрасте

Детство является уязвимым периодом, то есть организм ребенка более восприимчив к влиянию различных факторов внешней среды. Это связано с высокой интенсивностью процессов роста и развития, для которых требуется регулярное поступление питательных и биологически активных веществ. Особенно важно это для соединений, которые не синтезируются в организме самостоятельно. Формирование структур головного мозга и становление иммунной системы активно продолжается после рождения.

 

Это важно! Недостаточное поступление минеральных веществ приводит к нарушению гармоничного развития, может снижать способность к обучению, устойчивость к нагрузкам и инфекции. А систематический дефицит минералов приводит к развитию тяжелых заболеваний, в ряде случаев может стать причиной жизнеугрожающих состояний.

Разнообразие минералов

Условно, в зависимости от содержания в организме в норме, минеральные вещества подразделяются на макроэлементы (составляют более 0,005 % от массы тела) и микроэлементы (не более 0,000001 %). К первым относят:

  • натрий,
  • калий,
  • кальций,
  • фосфор,
  • хлор,
  • магний,
  • серу.

Представители второй группы в очень малых количествах рассеяны в организме – это:

  • железо,
  • цинк,
  • йод,
  • фтор,
  • медь,
  • селен,
  • марганец.

Ни один из этих элементов не синтезируется самостоятельно, необходимо регулярное пополнение их количества с пищей и водой. Недостаточное поступление минеральных элементов может быть связано с климатическими и экологическими факторами. Помимо природного дефицита минералов в том или ином регионе, не менее важную роль играет деятельность человека и связанное с ней изменение геохимической структуры почвы и вод. Полноценное питание уже не всегда является гарантом поступления необходимых минеральных веществ.

Функциональное питание

Для профилактики дефицитных состояний у детей рацион должен быть не только максимально разнообразным, но и включать обогащенные минеральными веществами продукты. В их составе гарантированно есть необходимые для жизнедеятельности минералы. В свою очередь содержание и количество минеральных солей, присутствующих в детском питании, строго регламентируется и признано безопасным. Примером функционального питания являются линейка продуктов злакового прикорма Bebi Premium и детская питьевая вода Bebi Premium. Давайте рассмотрим какие минералы входят в состав этой продукции и какова роль микроэлементов в питании ребенка.

Кальций и фосфор

Если для большинства минералов биологическая роль связана с регулированием обменных процессов, то кальций и фосфор выполняют еще и структурную функцию. Эти элементы накапливаются в костных структурах и зубах, обеспечивая твердую основу скелета. Обмен кальция и фосфора в организме обеспечивает витамин D, поэтому в детском возрасте очень важно поступление в достаточном количестве всех трех микронутриентов. Помимо формирования костных структур, кальций необходим для нормальной работы сердца, мышечной силы и функционирования центральной нервной системы. Удивительно разнообразны обменные реакции, в которых этот минерал    принимает участие: он активный компонент свертывания крови, регулятор иммунных взаимодействий и секреции гормонов.

Магний

Он играет немаловажную роль и входит в десятку признанных «металлов жизни». Этот элемент преимущественно содержится внутри клеток и регулирует многочисленные биохимические и обменные процессы. Магний контролирует сокращения сердца, улучшает почечный и мозговой кровоток, устраняет спазмы в кишечнике и бронхах, а также обладает общим успокаивающим и антистрессовым действием. При дефиците этого макроэлемента могут возникать перебои в работе сердца, нарушения функционирования пищеварительного тракта, судороги скелетных мышц. В детском возрасте основными проявлениями недостаточного поступления магния могут быть симптомы социальной дезадаптации и расстройства поведения.

Железо

Дефицит железа является самым распространенным нарушением питания повсеместно. Его достаточное поступление необходимо обязательно контролировать еще на этапе внутриутробного развития. Потребность у детей в этом микроэлементе примерно в пять раз выше, чем у взрослого человека. Железо является структурной частью белка гемоглобина, который осуществляет доставку и обмен кислорода во всех клетках организма. Кроме того, он входит в состав активных центров ряда ферментов, регулирующих процессы обмена.

 

Это важно! Недостаточное поступление железа проявляется задержкой роста и развития, а также нарушением работы практически всех органов и систем. К 6-му месяцу жизни ребенка даже при полноценном питании матери железа, которое поступает с грудным молоком, уже недостаточно.

Продукты прикорма играют определяющую роль в поступлении этого жизненно важного элемента.

Цинк

Несмотря на небольшое содержание этого микроэлемента в организме человека, реакции, в которых он принимает участие, многочисленны и разнообразны. Этот минерал помогает поддерживать функционирование лейкоцитов и участвует в синтезе защитных антител, что влияет на состояние иммунной системы и невосприимчивость к инфекциям. Существует связь между содержанием в организме цинка и умственными способностями человека. Особенно важно поступление этого микроэлемента в достаточном количестве для отделов мозга, отвечающих за концентрацию внимания, память, обоняние и вкусовое восприятие. Цинк оказывает влияние на состояние кожи, ногтей и волос, кроме того, он может способствовать быстрому заживлению ран. Участвуя в регуляции не менее 500 биохимических реакций, этот микроэлемент регулирует синтез белка и нуклеиновых кислот, а также образование инсулина – главного гормона углеводного обмена, снабжающего клетки энергией.

Йод

Не менее половины территории России относят к йододефицитным районам – вода и почва обеднены этим важнейшим элементом. В первую очередь он необходим для образования гормонов щитовидной железы, в составе которых влияет практически на все виды обмена веществ. Помимо регуляции процессов физического роста, этот микроэлемент помогает психическому и умственному развитию. При дефиците йода в мозге растущего детского организма происходят необратимые изменения, приводящие к интеллектуальным нарушениям.

Медь и марганец

Дефицит этих микроэлементов не так быстро отражается на здоровье ребенка, но может приводить к нарушениям жизнедеятельности со временем. Медь обладает противовоспалительным и антимикробным действием, но главная роль этого элемента связана с транспортом кислорода и работой печени. Являясь активным центром многих белков, медь помогает регулировать клеточное дыхание и процессы разрушения токсинов в печени. Марганец незаменим для процессов кроветворения, кроме того, он участвует в аккумуляции и переносе энергии. Этот микроэлемент очень важен для здоровья репродуктивной системы.

Калий и натрий

Это два важных макроэлемента, содержание которых в организме строго регулируется. При их дефиците или избыточном содержании могут наступить серьезные и даже жизнеугрожающие состояния. Калий и натрий находятся во взаимосвязи: первый содержится преимущественно в клетке, второй – во внеклеточном пространстве. Движение этих ионов через мембраны клеток стимулирует возникновение и передачу электрических импульсов, определяющих сердечные сокращения, по нервным волокнам и активность мозга. Содержание этих минералов определяет водный баланс и кислотно-щелочное равновесие, которые обеспечивают постоянство внутренней среды организма.

Усвояемость минеральных веществ

Минералы могут в достаточном количестве поступать с пищей, но плохо усваиваться, соответственно, не доходить до своего места работы. Поэтому, помимо содержания минеральных веществ в пищевых продуктах, важным вопросом является их всасывание в кишечнике. Так, фосфор, калий, натрий и йод усваиваются почти на 100 %. Их поступление в организм определяется содержанием в пище и воде. Кальций, магний, цинк и медь усваиваются только на 25–50 %. Железо и марганец имеют самый низкий коэффициент всасывания (менее 20 %). Присутствие других минералов, а также компонентов пищи может существенно влиять на усвояемость этих элементов. Очень хорошо усваивается кальций из продуктов, содержащих фосфор и витамин D. Для лучшего всасывания магния и его глубокого проникновения в клетки требуется витамин В6. Марганец хорошо усваивается из продуктов, не подверженных термической обработке. Железо поступает значительно лучше в присутствии витамина С. Использование специализированных продуктов Bebi Premium, обогащенных комплексом витаминов и минералов в определенном качественном и количественном соотношении, помогает не только обогатить рацион микронутриентами, но и обеспечить условия их успешного усвоения.

Поставь оценку материалу

Статьи в помощь нашим покупателям

Питание

Как поддержать иммунитет ребенка: гид по самым полезным продуктам

Даже идеально составленный рацион не всегда способен обеспечить растущего малыша всеми необходимыми витаминами, минералами и пребиотиками.

Питание

Глютен в детских кашах и питании

Глютен в детском питании и кашах : что это такое и вреден ли глютен для ребенка. Познавательная информация о пользе и вреде глютена в смесях для детского питания.

Питание

Прикорм кашами: с какой начинать и как вводить

Каши для первого прикорма ребенка: с какой лучше начинать и как правильно вводить вторую кашу в прикорм. Как начать прикармливать грудничка безмолочными и молочными кашами, какие можно давать после 6 месяцев, в какой последовательности надо ввести новые каши в рацион малыша.

Все статьи

рекомендуемая продукция

Смотреть всю продукцию

задать вопрос

Вы можете задать свой вопрос экспертам Bebi Premium и получить квалифицированный ответ от наших специалистов.

Связаться с нами